Закрыть
Закрыть
  • Реферат
  • Курсовая
  • Дипломная
  • Контрольная
  • Отчет
  • Доклад
  • Учебник
  • Шпаргалка
  • Эссе
  • Монография

Написание работы на заказ

* * *
*
Укажите дату
*
Еще один
* Укажите Ваш email
+ * Укажите номер телефона

Оформление заявки бесплатно и ни к чему Вас не обязывает

Дипломная:
Тема:

Законодательный процесс в Российской Федерации

Предмет:

Юриспруденция

Страниц: 92
Автор: Юлия
Цена:
3840  руб.
ВВЕДЕНИЕ

Тема выпускной квалификационной работы: «Законодательный процесс в Российской Федерации».
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Развитие России в качестве демократического правового государства во многом определяется тем, насколько рациональной и эффективной является организация центральной и местной власти в государстве. В сегодняшних условиях процессы реформирования приобретают значение важнейшей тенденции развития всей системы российской государственности. С чем это связано, почему так происходит и что нас ждет впереди – вопросы, которые требуют глубокого анализа и честного ответа.
Известно, что кризисные периоды в жизни общества чреваты переоценкой прежних и бурным расцветом новых идей. Кризисы особенно болезненны для тех областей знаний, которые изучают стабильные, устойчивые явления и процессы. К таковым относится и юриспруденция.
Правовые системы малоподвижны, они меняются «скачками», порой опережая события, но большей частью отставая от текущей жизни. Такие периоды крайне болезненны для общества и государства. Наглядным примером является ситуация, сложившаяся на правовой арене в нашей стране на протяжении определенного времени.
Попытки стабилизировать крайне опасную ситуацию путем провозглашения правового государства, волной нового законодательства, затыкающего образовавшиеся правовые бреши, оказались бесплодными. Создалась парадоксальная ситуация: провозгласив построение правового государства, мы не создали условия для стабильного развития общественных процессов, установления режима законности. А ведь, правовое государство – это такой тип государства, в котором функционирует наличие реального разделения властей с их эффективным взаимодействием, взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Всё вышеизложенное оказало влияние на выбор темы дипломной работы. Останавливаясь не только на процессуальных аспектах разработки и принятия закона, но и на теоретических проблемах законопроектной работы, хотелось бы показать это как процесс творчества, строящийся на определенных принципах и имеющей четкие логические основы.
Предметом выпускной квалификационной работы является анализ развития и современного состояния теоретических и практических воззрений на законодательный процесс.
Объект выпускной квалификационной работы составляют юридические отношения, складывающиеся в процессе происхождения закона через все его стадии его создания.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании законотворчества и механизма обеспечения реализации законов, предназначенного для улучшения законодательства, предупреждения и пресечения ошибок и пробелов, связанных с законотворчеством и разработка на этой основе возможных практических рекомендаций по его реализации.
Задачи выпускной квалификационной работы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрытие понятия и сущности законодательного процесса в Российской Федерации;
2) описание вопросов научной экспертизы проектов законов, их модальной сбалансированности;
3) проведение сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;
4) выявление и тщательный учет при формировании законов, многообразных интересов социальных, общественных групп и общества в целом;
5) выявление механизма предупреждения и пресечения ошибок в сфере законодательного процесса.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы. Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых, посвященные различным аспектам объекта исследования: работы таких ученых – правоведов как М.В. Баглая , О.Е. Кутафина , Бошно С.В. , Курманов М.М., Хасанов М.Х. Т.Я. Хабриевой и многих других.
Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации, законодательство и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Методологическая основа исследования включает комплекс общенаучных и специальных методов научного познания общественных явлений.
Общенаучные методы составляют теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение. В исследовании использовались специально-научные методы, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой методы. В ходе исследования был проведен анализ законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения.
Хронологические рамки исследования. Исторический период с 17 века, по настоящее время. Так как в этот период активизироался законодательный процесс в России.
На защиту выпускной квалификационной работы выносятся следующие теоретические положения:
1. Всякая человеческая деятельность процессуальна в своей основе, отражает процессуальность самого социального бытия и выражается в последовательной смене определенных состояний, непрерывных взаимодействиях, в целостном развитии, его иерархических стадиях. Большое прикладное значение процессуальный фактор имеет в юридической практике. Это особенно касается законотворческой деятельности, задающей тон всему государственному управлению. Законодательный процесс как определение нормативно установленного порядка создания законов, как вид правотворческого процесса, направленный на создание законов федерального и местного уровней.
2. Исследование явления законодательного процесса не только как положительного голосования парламента по законопроекту в итоге его официального рассмотрения (принятие закона в собственном смысле слова), но и всю процедуру создания закона от возбуждения законодательной инициативы до вступления закона в силу.
3. Стабильная нормативная регламентация процесса создания закона обеспечивает: - качественный уровень подготовки формы и содержания нормативного акта;
- привлечение широкого спектра мнений различного рода политических сил с целью максимального обеспечения интересов различных социальных групп;
- эффективные механизмы контроля деятельности высших органов государственной власти в процессе законотворчества.
4. Значение правообеспечивающих мер в регулировании процессуального механизма законотворческой деятельности. Наличие таковых «повышает авторитет процессуальных норм, позволяет предотвратить попытки манипулирования ими со стороны участников процессуальной деятельности, ограничивает возможности действовать вопреки содержащимся в них предписаниям.
5. Система разделения власти проходит весьма трудно. Как оказалось, что поделить власть – далеко не всё, нужно обеспечить сотрудничество и взаимодействие властей между собой на основе закона. На практике же мы видим чаще соперничество и противоборство. Так как в конструкции законодательного процесса тесно связаны все ветви власти, подобная организация законодательного процесса должна создавать внутри самой законодательной власти систему «сдержек и противовесов», что поможет исключить монополизацию, принятие поспешных, несбалансированных решений.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, разделенные на 5 параграфов, списка литература, библиографического списка, глоссария. Каждая глава завершается краткими теоретическими выводами, сформулированными по итогам исследования.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, его методологическая и теоретическая основы, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава – «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА» раскрывает понятие сущность законодательного процесса, исторический анализ развития законодательного процесса, законотворчества.
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.
Законодательный процесс – порядок внесения законопроектов, их рассмотрения, принятия, подписания и опубликования законов .
Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.
В юридической литературе можно встретить понятие «процесс законотворчества», которое не тождественно понятию «законодательный процесс», поскольку не сводится к регламентам и процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования.
Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой.
Потребность в расширении и углублении профессиональной компетентности парламентариев, служащих государственного аппарата и особенно юристов в постижении специально-юридических знаний в области законотворчества и законодательной техники ощущается тем более остро и актуально в стремлении создать в России подлинное правовое государство.
Опыт законодательной практики различных стран, в том числе и России, представляет те требования, правила и приемы законодательной техники, которые в процессе их длительного применения доказали свою ценность.
Законотворчество только в том случае добивается успеха, если основывается на научном знании, правовой культуре и законодательной технике. Законодательный процесс, предполагает у законодателей наличие специальных знаний, определенных навыков, владение искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти требования обусловлены сложностью и тонкостью законотворческой деятельности.
Сегодня Россия несет на своих плечах тяжелое бремя реформирования, динамизм политических, социально-экономических потребностей современного общества выдвигает все новые задачи правового опосредствования соответствующих общественных отношений. Многогранность этих задач, обнаруживается уже простым перечнем проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью: исследования различных общественно – значимых факторов, проявляющих потребность в нормативно – правовом регулировании общественных отношений; выявления и тщательного учета при формировании законов многообразных интересов различных общественных групп и общества в целом; определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и, прежде всего с конституцией. Краткая характеристика сущности законотворчества свидетельствует о его чрезвычайной сложности и ответственности.
В юридической литературе вопрос о понятии законодательной техники при незначительных расхождениях во мнениях различных авторов в принципе, решается однозначно. Опираясь на исследования этих авторов и основываясь на собственных, можно предложить следующее определение этому понятию: законодательная техника – это система правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования законов и подзаконных актов в соответствии с их сущностью и содержанием. Тем самым, законодательная техника способствует профессионально грамотному составлению законов, отвечающих потребностям правового государства, режима правопорядка.
Вторая глава - «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» раскрывает содержание законодательного процесса в Российской Федерации на современном этапе, конституционные полномочия субъектов РФ, особенности их взаимодействия, основные направления совершенствования законодательного процесса.
В заключении подводятся итоги исследования, предлагаются меры по совершенствования законодательного процесса в РФ.
Ключевые понятия темы исследования: ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ПРАВОТВОРЧЕСТВО, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ОБЩЕСТВО,ЗАКОН, ПРЕЗИДЕНТ, ПАРЛАМЕНТ.



















ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

1.1 Историко-правовой анализ развития законодательного процесса и законотворчества в политико-правовых учениях

Принципиальные проблемы законодательного процесса всегда находились в поле зрения политико-правовой науки. Теория правотворчества, созданная еще в советское время, с 90-х годов XX в. развивалась быстрыми темпами, соответственно развитию практики этой деятельности. Полный пересмотр законодательства способствовал научному осмыслению теоретических и отраслевых проблем создания нормативных актов, вопросов как внешней, так и внутренней юридической техники (и формы, и содержания правотворческих процессов).
Следует отметить парадоксальный факт: работы по теории законодательного процесса, по отраслевым проблемам создания и совершенствования законодательства исчисляются тысячами, сама теория законодательного процесса является уже достаточно разработанной, но практически отсутствует историко-теоретический фундамент данной части научного знания. Это объясняется тем, что история классической политико-правовой мысли в советское время в основном рассматривалась только в качестве объекта критических исследований (за исключением марксизма и некоторых эгалитарных и утопических теорий); с 90-х же годов XX в. основное внимание уделялось практическим проблемам законодательного процесса; поэтому история этой частной научной теории исследована относительно слаба. А между тем следует отметить, что помимо собственно исторического интереса идеями многовековой давности могут быть обогащены даже современные общетеоретические подходы.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА 10

1.1 Историко-правовой анализ развития законодательного процесса и законотворчества в политико-правовых учениях 10

1.2 Понятие и сущность законодательного процесса в Российской Федерации (в историко-правовом развитии) 16

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32

2.1. Содержание законодательного процесса в Российской Федерации на современном этапе становления правового государства 32

2.2 Субъекты законодательного процесса, их конституционно-правовые полномочия, порядок и особенности их взаимодействия 50

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ВСЕХ УРОВНЯХ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 75

3.1 Анализ законодательной деятельности Государственной Думы 4-го созыва (2004-2007 гг.) в Российской Федерации 75

3.2 Совершенствование законодательного процесса в РФ 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно - правововые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 2009 г. - М: ИНФРА. М-НОРМА. 2009
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями 30 декабря 2008 г.)//СЗ РФ. 1997. №51. ст.5712
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 2 июня 2009 г.)//СЗ РФ. 1994. №13. ст.1447.
4. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 12 мая 2009 г.) //СЗ РФ. 1994. №2. ст.74
5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 24 апреля 2009 г.)// СЗ РФ. 1998. №7. ст.801
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. № 604 «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст.3176.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2006 г. №347-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бурных Владимира Семеновича на нарушение его конституционных прав рядом норм Регламента Государственной Думы»// Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2006. №24

Монографии, учебники и научные труды

8. Авакьян С.А. Конституционное право России. – М., 2006 – 96 с.
9. Бабаев В.К. Теория современного права. - Н.Новгород., 2007 г. – 420 с.
10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации, 6-е издание. – М., 2008 – 784 с.
11. Белых С.В., Кокотов А.Н., Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. - М., Норма, 2007. - 752 с.
12. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., ЮридитЛит, 2008 г. – 624 с.
13. Вихарев А.А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: вопросы конституционной теории и практики. - М. 2003. -280 с.
14. Гаджимагомедов Г.А., Г.П. Ивлиев. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. – М., Норма, 2008 – 345 с.
15. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - М., 1936. – 410 с..
16. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. - М., 1956. – 340 с.
17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 4-е изд., перераб и доп. – М., 2008 – 608 с.
18. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) /Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., Деловой двор, 2009 – 420 с.
19. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. - М., 1999. – 360 с.
20. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Издание 2. - М., 2008. – 688 с.
21. Локк Д . Избранные философские произведения. Т.2. - М., 1960. – 456 с.
22. Малько А.В. Конституционное право России в вопросах и ответах. – Саратов, 2007 – 272 с.
23. Медушевский А.Н. Совет Федерации в российской системе разделения властей // Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / Отв. ред. Смирнягин Л.В. - М. 2003. – 615 с.
24. Оценка законов и эффективности их принятия /Под ред. Н.В.Ильина. – М., Издание Государственной Думы, 2003 – 320с.
25. Парламентское право России / Под ред. Т.Я. Хабриевой. - М., 2003. – 420 с.
26. Хабриева Т.Я. Концепция развития законодательного процесса // Концепция развития российского законодательства / Под ред. Хабриевой Т.Я., Тихомирова Ю.А., Орловского Ю.П. - М. 2004. – 260 с.
27. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права : Учебное пособие. - М., 2008 г. – 272 с.

Статьи в журналах и периодической печати

28. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования //Журнал российского права. 2008. №2 – С. 12-17
29. Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование. 2004. № 2. - С. 154.
30. Глигич-Золотарева М.В. Актуальные проблемы парламентаризма: реализация законотворческих функций //Гражданин и право. 2006. №8 – С. 9-14
31. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Совета Федерации// Право и экономика, 2008. №10 – С. 14-19.
32. Дубов И. А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 1993. № 10. - С.34 - 39
33. Зайналов К.Ш. К вопросу о понятии федерального законодательного процесса в России //Гражданин и право. 2006. №3 – С. 7-14
34. Князев С.Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики //Журнал российского права. 2005. №6 – С. 8-14
35. Курманов М.М., Хасанов М.Х. О гарантиях участия представительных органов муниципальных образований в законодательном процессе субъекта РФ //Журнал российского права. 2005. №8 – С. 12-17
36. Исаков В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития // Журнал российского права. 2000. №3. - С.27- 32.
37. Лексин, В.Н. Федеральное законодательство и интересы субъектов Федерации /В.Н. Лексин//Брифинг. 2007. №1 – С. 15-22
38. Лaфитcкий В.И. Законодательный процесс // Очерки конституционного права иностранных государств: Учебное и научно-практическое пособие / Отв. ред. Д. А. Ковачев. М., 1999.- С.182- 196.
39. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. - 2008. - № 5. – С.12-15
40. Нечаева Т.В. Совершенствование процедур участия субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе //Журнал российского права. 2006. №10 – С. 9-15
41. Окуньков Л.А. Вето Президента // Журнал российского права. 1998. № 2. - С. 22-23.
42. Тесленко М.В. Распределение полномочий: политическая выгода или конституционная ответственность? //Гражданин и право. 2007. №9 – С. 12-17
43. Хабриева Т.Я., Сивицкий В.А. Федеральное Собрание в 2003 году: вклад законодателей в развитие федерализма и местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. №12. - С.7.
44. Шувалов И.И.Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты //Журнал российского права. 2007. №4 – С. 22-27
45. Эбзеев Б.С. Конституция России и политический плюрализм // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2008 - №2 (60) – С. 29-42
Диссертации и авторефераты
46. Данилов, В.Н. Законотворчество субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук/В.Н.Данилов; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М., 2007 – 36 с.
47. Коровникова, Е.А. Ионова, Е.В. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук/Е.В.Ионова; Челябинский государственный университет.-Челябинск, 2007 – 38 с.
48. Контрольная функция Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук/ Е.А.Коровникова; Московская государственная юридическая академия. - М, 2007 – 38 с.
49. Королева, И.И. Парламентский регламент как правовая форма регулирования порядка деятельности представительного органа государственной власти: российская и зарубежные модели: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук/И.И.Королева; Московская государственная юридическая академия.- М, 2007 – 42 с.
50. Лачуев, К.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации как источник гражданского права России: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук/К.Г.Лачуев; Московская государственная юридическая академия.-М., 2006.- 38 с.
51. Малышева, Н.В. Законотворческий риск: понятие, виды, детерминация: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук/Н.В.Малышева; ФГОУ ВПО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».-Владимир, 2007 – 38 с.
52. Мозолев, В.В. Участие Правительства Российской Федерации в законотворческом процессе: конституционно-правовые и организационные аспекты: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук/В.В.Мозолев; Московская государственная юридическая академия.- М., 2008 – 41 с.
53. Ринчино, В.Д. Участие законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации (на примере Республики Бурятия): Автореф. дисс. … канд. юрид. наук/В.Д.Ринчино; Московская государственная юридическая академия.- М., 2007 – 35 с.

Энциклопедии и словари

54. Большой юридический словарь /Под ред. А.Я.Сухарева. В.Д.Зорьккна. В.К Крутских.- М.: 2003 г. – 455 с.
55. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И.Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.
Полностью доработана. Защищена на отлично.
85326

На нашей странице вы можете купить работу "Законодательный процесс в Российской Федерации ". Все наши работы проверены и получили оценки не ниже отлично.