(Нет отзывов)
59 страниц
2019-07-30

Институт надзора в административном праве России

В наличии
3000 ₽

Актуальность темы исследования. В российской юриспруденции господствует точка зрения, что в России в соответствии с действующим законодательством существуют три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. Наиболее объемным и разнообразным среди других является административный надзор. Административный надзор при соблюдении определенных условий, устанавливаемых федеральными законами, допускается возможность вмешательства в права физических и юридических лиц. Увеличение объема административно-надзорной деятельности объясняется объективным характером и определяется увеличением количеством технических средств, разнообразных технических требований, контроль за соблюдением которых - важное условие обеспечения безопасности граждан, общества, государства. В административном праве под административным надзором понимается надведомственный специализированный систематический контроль (или наблюдение) органов исполнительной власти (их структурных подразделений) за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-юридических норм. Надзорная функция включает в себя возможность проведения: • плановых проверок; • оценки и прогноза состояния хозяйственной деятельности; • лицензионной, регистрационной, уведомительной, регламентирующей функции; • оценку соответствия управленческих действий законодательству. В деятельности полиции и других правоохранительных органов понятие "надзор" предполагает вмешательство не только в конфликтные ситуации, связанные с правонарушениями, в целях их пресечения (в т.ч. и с применением силы), но и в ситуациях, которые требуют принятия оперативных решений, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, а также разных форм собственности. В шестидесятых годах прошлого столетия профессор Ф.С. Разаренов одним из первых российских правоведов обратился к проблемам административного надзора, выполняемых милицией. Длительное время он рассматривал проблему административного надзора в зависимости от лиц и объектов, на которые распространяется административный надзор. Ф.С. Разаренов выделил следующие виды административного надзора: 1) проводимый в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических), не находящихся в организационном или ином подчинении субъектам надзора, за строгим соблюдением общеобязательных правил, например региональных нормативных правовых актов по вопросам охраны общественного порядка; 2) проводимый в отношении определенного круга лиц или определенного круга вопросов, например, за соблюдением правил по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним; за соблюдением правил юридическими лицами - перевозчиками правил по перевозке оружия и патронов; за соблюдением иностранными гражданами правил пребывания в стране и др.; 3) проводимый строго определенным кругом лиц: за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; за лицами, условно осужденными к лишению свободы, условно освобожденными из исправительных учреждений, и некоторыми другими. Цель данной работы - анализ института надзора в административном праве России в настоящее время. Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи: • определение понятия и юридической природы административного надзора; • анализ содержания административно-надзорных правоотношений подразделениями полиции по организации и осуществлению административного надзора; • разработка предложений по совершенствованию осуществления административного надзора подразделениями полиции. Объект исследования - правоотношения, возникающие между органами исполнительной власти и физическими и юридическими лицами в процессе проведения административного надзора. Предмет исследования - нормативно-правовое регулирование организации и осуществления административного надзора. Методологической основой исследования является диалектический метод познания, позволяющий рассматривать институты права во взаимосвязи и развитии, частнонаучные (исторические, формально-логические, системный анализ), а также специально-юридические методы. Теоретической основой дипломной работы послужили работы известных ученых в области административного права: А.Б. Агапова, А.П. Алехина, О.И. Бекетова, С.М. Зырянова, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова и других, внесших большой вклад в изучение контрольной и надзорной деятельности органов исполнительной власти. Однако, основной упор в исследованиях этих авторов был сделан на осуществление контрольных и надзорных функций исполнительных органов власти, а непосредственно административный надзор полиции лишь частично рассматривался в качестве отдельной его разновидности. Нормативной базой исследования являются: Конституция РФ, действующее административное, административно-процессуальное законодательство России, законодательство СССР и РСФСР, некоторые законодательные акты зарубежных стран. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Актуальность темы исследования. В российской юриспруденции господствует точка зрения, что в России в соответствии с действующим законодательством существуют три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. Наиболее объемным и разнообразным среди других является административный надзор. Административный надзор при соблюдении определенных условий, устанавливаемых федеральными законами, допускается возможность вмешательства в права физических и юридических лиц. Увеличение объема административно-надзорной деятельности объясняется объективным характером и определяется увеличением количеством технических средств, разнообразных технических требований, контроль за соблюдением которых - важное условие обеспечения безопасности граждан, общества, государства. В административном праве под административным надзором понимается надведомственный специализированный систематический контроль (или наблюдение) органов исполнительной власти (их структурных подразделений) за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-юридических норм. Надзорная функция включает в себя возможность проведения: • плановых проверок; • оценки и прогноза состояния хозяйственной деятельности; • лицензионной, регистрационной, уведомительной, регламентирующей функции; • оценку соответствия управленческих действий законодательству. В деятельности полиции и других правоохранительных органов понятие "надзор" предполагает вмешательство не только в конфликтные ситуации, связанные с правонарушениями, в целях их пресечения (в т.ч. и с применением силы), но и в ситуациях, которые требуют принятия оперативных решений, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, а также разных форм собственности. В шестидесятых годах прошлого столетия профессор Ф.С. Разаренов одним из первых российских правоведов обратился к проблемам административного надзора, выполняемых милицией. Длительное время он рассматривал проблему административного надзора в зависимости от лиц и объектов, на которые распространяется административный надзор. Ф.С. Разаренов выделил следующие виды административного надзора: 1) проводимый в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических), не находящихся в организационном или ином подчинении субъектам надзора, за строгим соблюдением общеобязательных правил, например региональных нормативных правовых актов по вопросам охраны общественного порядка; 2) проводимый в отношении определенного круга лиц или определенного круга вопросов, например, за соблюдением правил по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним; за соблюдением правил юридическими лицами - перевозчиками правил по перевозке оружия и патронов; за соблюдением иностранными гражданами правил пребывания в стране и др.; 3) проводимый строго определенным кругом лиц: за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; за лицами, условно осужденными к лишению свободы, условно освобожденными из исправительных учреждений, и некоторыми другими. Цель данной работы - анализ института надзора в административном праве России в настоящее время. Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи: • определение понятия и юридической природы административного надзора; • анализ содержания административно-надзорных правоотношений подразделениями полиции по организации и осуществлению административного надзора; • разработка предложений по совершенствованию осуществления административного надзора подразделениями полиции. Объект исследования - правоотношения, возникающие между органами исполнительной власти и физическими и юридическими лицами в процессе проведения административного надзора. Предмет исследования - нормативно-правовое регулирование организации и осуществления административного надзора. Методологической основой исследования является диалектический метод познания, позволяющий рассматривать институты права во взаимосвязи и развитии, частнонаучные (исторические, формально-логические, системный анализ), а также специально-юридические методы. Теоретической основой дипломной работы послужили работы известных ученых в области административного права: А.Б. Агапова, А.П. Алехина, О.И. Бекетова, С.М. Зырянова, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова и других, внесших большой вклад в изучение контрольной и надзорной деятельности органов исполнительной власти. Однако, основной упор в исследованиях этих авторов был сделан на осуществление контрольных и надзорных функций исполнительных органов власти, а непосредственно административный надзор полиции лишь частично рассматривался в качестве отдельной его разновидности. Нормативной базой исследования являются: Конституция РФ, действующее административное, административно-процессуальное законодательство России, законодательство СССР и РСФСР, некоторые законодательные акты зарубежных стран. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В российской юриспруденции господствует точка зрения, что в России в соответствии с действующим законодательством существуют три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. Наиболее объемным и разнообразным среди других является административный надзор. Административный надзор при соблюдении определенных условий, устанавливаемых федеральными законами, допускается возможность вмешательства в права физических и юридических лиц. Увеличение объема административно-надзорной деятельности объясняется объективным характером и определяется увеличением количеством технических средств, разнообразных технических требований, контроль за соблюдением которых - важное условие обеспечения безопасности граждан, общества, государства. В административном праве под административным надзором понимается надведомственный специализированный систематический контроль (или наблюдение) органов исполнительной власти (их структурных подразделений) за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-юридических норм. Надзорная функция включает в себя возможность проведения: • плановых проверок; • оценки и прогноза состояния хозяйственной деятельности; • лицензионной, регистрационной, уведомительной, регламентирующей функции; • оценку соответствия управленческих действий законодательству. В деятельности полиции и других правоохранительных органов понятие "надзор" предполагает вмешательство не только в конфликтные ситуации, связанные с правонарушениями, в целях их пресечения (в т.ч. и с применением силы), но и в ситуациях, которые требуют принятия оперативных решений, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, а также разных форм собственности.

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА 7 1.1 Понятие и содержание административного надзора 7 1.2. Субъекты административного н 16 ГЛАВА 2. НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА 23 2.1. Полномочия органов полиции по осуществлению административного надзора 23 2.2. Особенности осуществления административного надзора полиции в сфере охраны обществен 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014, N 15, ст. 1691. 2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. 3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. 4. Федеральный закон РФ от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета от 30 декабря 2008 г. 5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900. 6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945. 7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. №30. Ст.597. Научная литература и материалы периодической печати 8. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. М., 2009. 9. Административная деятельность ОВД / Под ред. А.П. Коренева. М., 2009. 10. Афонин В.В. Информационное взаимодействие как форма сотрудничества подразделений ГИБДД МВД России со страховыми компаниями // Общество и право. 2010. 11. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). М.: Деловой двор, 2011. 12. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. 13. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. М., 2009. 14. Бахрах Д.Н. Организационные структуры государственного управления // Правоведение. 2011. № 6. 15. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: Монография / Науч. ред. А.В. Малько. М., 2005. 16. Беляев В.П. К вопросу о видах надзора // http://www.rusnauka.com/ESPR_2006/Pravo/2_beljaev%20v.p.doc.htm. 17. Бекетов О.И. Полицейский надзор: теоретико-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. Челябинск, 2011. 18. Бородин С.С. Административное право: Учебник / Под ред. С.С. Бородина. - СПб.: ГУАП, 2010. 19. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. – М., 1987. 20. Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. М., 1973. 21. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1951 22. Зырянов С.М. Административный надзор органов исполнительной власти: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 23. Кармолицкий А.А. Правовое регулирование полномочий государственных инспекций / Автореферат дис. … канд. юрид. наук. – М., 1976. 24. Кафаров Т.М., Мусаев Ч.Т. Борьба с посягательством на общественный порядок. Баку, 1983. 25. Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М., 1980. 26. Козлов Ю.М. Административное право. М., 2005. 27. Козаченко И.Я. Квалификация хулиганства и отграничение его от смежных составов преступлений. Свердловск, 1984. 28. Конин Н.М. Административное право России: Учебник / Под редакцией Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006. 29. Конин Н.М. Административное право России. М., 2011. 30. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах // URL: http://lib.rus.ec/b/208606/read. 31. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. 32. Костенников М.В., Куракин А.В., Кошелев И.Н. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2011. № 1. 33. Кузнецов А.В. Хулиганство и борьба с ним. М., 1962. 34. Мартынов А.В. Административный надзор в России: теоретические основы построения. Административно-правовое исследование (под научной редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Ю.Н. Старилова). Монография. М., 2010 год. 35. Мартынов А.В. Административный надзор в Российской Федерации: теоретические основы построения, практика осуществления и проблемы правового регулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 2011. 36. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009. 37. Назаров С.Н. Общая теория надзорной деятельности. М., 2007. 38. Разаренов Ф.С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении / Вопросы советского административного права на современном этапе. М., 1963. 39. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2010. С. 527. 40. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М.: Юрист, 1997. 41. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. 42. Словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1953. 43. Советское уголовное право. Общая и Особенная части / Под ред. Ю.В. Солопанова. М.: Юридическая литература, 1981. 44. Советское административное право (Общая и особенные части). – М., 1973. 45. Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР. – М., 1987. 46. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. – М., 1974. 47. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: монографический учебник. М., 2009. 48. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова. М.: Норма-Инфра-М, 1998. Т. 2. 49. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. проф. А.И. Рарога. М., 1997. 50. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М., 1997. 51. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1994. N 4. 52. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. – М., 1981. 53. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. – М., 1981. 54. Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора) / Под ред. Н.М. Конина // URL: http://gosservice.region48.ru/forum/index.php?action=dlattac. 55. Филатова А.В. Организационно-правовые основы регламентации административных процедур контрольно-надзорной деятельности в области экономики: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2010. 56. Харитонов А.Н., Моховиков О.В. Полиция как субъект административно-правового надзора на транспорте // Транспортное право. 2013. N 4. 57. Шинкарук В.М. Ответственность за хулиганство в российском уголовном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 58. Шамрай В.Н. Теоретико-правовое обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в современных условиях // Социология и право. 2012. N 1. 59. URL: http://rpa-mu.ru/doc/Dissovet/AR-Andreeva.doc.

Список дипломных работ по предмету юриспруденция