(Нет отзывов)
16 страниц
2019-09-02

6 задач по уголовно-исполнительному праву.

В наличии
550 ₽

Решение Задачи № 1:
В соответствии с ч. 1 ст. 97 УИК РФ осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:
а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;
б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным, указанным в ч. 2 ст. 103 УИК, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.
Такого права не имеют осужденные: при особо опасном рецидиве преступлений; которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; к пожизненному лишению свободы; больные открытой формой туберкулеза; не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ - инфицированные. Вообще запрещаются выезды всех видов и любым категориям осужденных в случае проведения противоэпидемических мероприятий в учреждении или местности, на которой оно расположено; такие выезды возобновляются лишь после снятия всех карантинных ограничений.
Согласно ст. 97 УИК РФ начальник исправительного учреждения наделен более широкими правами в вопросе разрешения выезда. Если раньше он был обязан согласовать свое решение с прокурором, то теперь этот вопрос он решает самостоятельно. Заявление осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами он должен рассмотреть в течение суток. При этом ему необходимо учитывать характер и тяжесть совершенного осужденным преступления, время, в течение которого он находится в исправительном учреждении, и как он себя зарекомендовал.
Известие об исключительных личных обстоятельствах должно быть соответствующим образом оформлено и заверено документально. При положительном решении вопроса о краткосрочном выезде издается приказ начальника исправительного учреждения, после чего осужденному выдается удостоверение определенного образца, заверенное гербовой печатью. Перед выездом осужденный инструктируется, а также предупреждается об уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, о чем дает подписку. В орган внутренних дел (территориальный орган уголовно - исполнительной системы), куда выезжает осужденный, направляется уведомление телеграфом. На период выезда осужденный использует принадлежащие ему одежду и обувь гражданского образца по сезону, а при их отсутствии - образца, установленного в местах лишения свободы; в случае сильного износа они заменяются на новые за счет осужденного.
По прибытии осужденного к месту назначения он обязан зарегистрироваться в суточный срок в местном органе внутренних дел (уголовно - исполнительной системы) или у участкового инспектора милиции (в сельской местности). В день истечения срока пребывания или убытия осужденный вновь обязан посетить орган внутренних дел (уголовно - исполнительной системы) и сделать отметку об убытии. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника органа внутренних дел (уголовно - исполнительной системы) по месту пребывания осужденного срок возвращения может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправительного учреждения.
Выезд исчисляется сутками. При контроле срока выезда должны учитываться сутки начала срока выезда, время которого считается оконченным в 24.00 последних суток установленного в удостоверении срока.
Оплата проезда производится из средств осужденного или перечисленных на его счет средств родственников. Проездные билеты осужденный приобретает самостоятельно. В необходимых случаях администрация оказывает ему в этом помощь. Время выезда и время нахождения в пути засчитывается в срок наказания. Однако заработок за это время не начисляется.
При неявке осужденного в местный орган внутренних дел для регистрации начальник этого органа (уголовно - исполнительной системы) принимает меры к установлению ег местонахождения и выясняет причины неявки. В случае невыезда осужденного к месту отбывания наказания по неуважительным причинам и установления, что осужденный уклоняется от отбывания наказания, начальник органа внутренних дел возбуждает уголовное дело и задерживает его, о чем по телеграфу сообщает начальнику исправительного учреждения. Розыск осужденных, не возвратившихся в исправительное учреждение к назначенному сроку, осуществляется в установленном порядке.
Исходя из данных положений УИК РФ, в данном случае начальник следственного изолятора должен в течение суток рассмотреть заявление осужденного С., и вынести ответ. При отказе в предоставлении права выезда начальник следственного изолятора должен вынести мотивированный отказ с указанием причин отказа.
В случае положительного ответа на заявление осужденного С., начальник следственного изолятора должен вынести приказ о предоставлении права выезда за пределы исправительного учреждения с указанием срока. После этого осужденному С. Должно быть выдано специальное удостоверение.

Решение Задачи № 2:
Согласно ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
На администрацию исправительных учреждений возлагается обязанность привлекать осужденных к общественно полезному труду, т.е. их трудоустройство. При этом необходимо учитывать пол, возраст, состояние здоровья, трудоспособность осужденных и, по возможности, их специальность.
Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что обязанность осужденных трудиться не носит абсолютного характера.
Следовательно, в данном случае руководством исправительного учреждения были нарушены требования закона, в части незаконного вынесения распоряжения о привлечении к производственной деятельности лиц, старше 60 лет без их согласия на то.

1. Осужденный С., отбывающий лишение свободы в следственном изоляторе, обратился к начальнику изолятора с заявлением, в котором просил разрешить ему выезд за пределы следственного изолятора в связи с тем, что до отбытия срока наказания ему осталось три месяца, и возникла необходимость решить вопросы трудового и бытового устройства. Какое решение должен принять начальник следственного изолятора? Каков порядок предоставления выездов за пределы исправительных учреждений?
2. В связи с производственной необходимостью начальник исправительной колонии общего режима отдал распоряжение о привлечении к производственной деятельности осужденных, достигших 60 лет. Осужденные, не согласные с решением начальника колонии, прекратили работу на производстве. Допущены ли в данной ситуации нарушения закона? Если да, какие именно?
3. На основании приговора суда в исправительную колонию общего режима поступила гр. Л., осужденная за совершение преступления при особо опасном рецидиве. Правильно ли определен вид исправительной колонии осужденной Л.?
4. Осужденный П., отбывающий лишение свободы в исправительной колонии строгого режима, за нарушение установленного порядка отбывания наказания был подвергнут взысканию в виде выговора, за повторное нарушение к нему было применено взыскание в виде выдворения в штрафной изолятор. Одновременно П. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Правомерно ли подобное решение?
5. Осужденный С. прибыл для отбывания наказания в колонию общего режима и был помещен на строгие условия отбывания наказания в связи с тем, что отрицательно зарекомендовал себя в период пребывания в следственном изоляторе. Соответствует ли требованиям закона указанное решение администрации исправительной колонии? Какая категория осужденных отбывает наказание на строгих условиях?
6. Осужденный К., отбывающий наказание в исправительной колонии особого режима, за однократный отказ от работы был помещен в штрафной изолятор. Одновременно он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен с обычных условий в строгие условия отбывания аказания. Правомерны ли указанные действия администрации исправительной колонии?

Список литературы

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Система КонсультантПлюс, 2007.
2. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316 (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Аксенов А.А. Проблемы государственного управления в уголовно-исполнительной системе России. Состояние и перспективы (организационно-правовой аспект): Монография. Рязань: Институт права и экономики МВД РФ, 1996.
4. Бражник Ф.С., Толкаченко А.А., Лобов Я.В., Сидоренко В.Н. Уголовно-исполнительное право РФ. Учебное пособие. М., 1999.
5. Гришко А.Я., Захаров А.А., Иванов В.Д., Шилов А.И. Российское уголовно-исполнительное право. М., 2000.
6. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (постатейный). 2-е изд., перераб. / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Норма, 2005.
7. Курганов С.И. К вопросу о противоречиях уголовно-исполнительного законодательства // Судья. 2005. № 2.
8. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учебник. В 3 т. / Под ред. Ю.Я. Чайки. Рязань: Академия права и управления, 2002. Т. 1.
9. Петренко Н.И. Становление и развитие управления уголовно-исполнительной системы России. Дис. ... докт. юрид. наук. Рязань, 2002.
10. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей части. М., 1984.
11. Трудовое право России / Под ред. А.С. Пашкова. СПб., 1994.
12. Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. М., 1998.
13. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века / Под ред. А.И. Зубкова. М., 2005.
14. Уголовно-исполнительное право России: Учебное пособие / Под ред. О.Г. Перминова. М.: Юридическая литература, 2001.
15. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / Под общ. ред. А.С. Михлина и В.И. Селиверстова. М., 2004.
16. Шамсунов С.Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы): Моногр. Рязань, 2003

Список контрольных работ по предмету уголовное право