(Нет отзывов)
31 страниц
2019-05-26

Судебно-психологическая экспертиза. Курсовая работа

В наличии
700 ₽

Судебно-следственной практике известны случаи непроцессуального использования специальных психологических познаний. Непроцессуальная форма участия сведущих лиц в расследовании преступлений не регулируется нормами УПК, а осуществляется либо согласно ведомственным инструкциям, либо по усмотрениям следователя (организационно-тактические действия). Непроцессуальная форма использования специальных познаний психолога включает в себя консультации следователя по вопросам, требующим специальных психологических познаний, составление различных справок по поручению следователя, использование результатов внесудебного психологического исследования. Консультант-психолог – это сведущее в психологии лицо, не имеющее четко определенного процессуального статуса (как эксперт или специалист), но применяющее свои социальные знания для разъяснения следователю и суду значимых для дела фактов и обстоятельств с позиции психологической науки. Психолог-консультант помогает правильно понять причинно-следственные связи, специфику поведения людей в конкретной обстановке, выработать комплекс действий. Психолог информирует следователя о закономерностях протекания тех или иных психических процессов, психических типичных состояний, устойчивых психических особенностях личности. Психологическая консультация может предшествовать назначению судебной психологической экспертизы и состоять в оказании помощи следователю в формулировке вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом- психологом, в определении предмета исследования и др. Психологические консультации могут осуществляться на всех стадиях предварительного расследования. Консультации психолога не носят характер выводов о каких-либо обстоятельствах совершенного преступления, но помогают следователю получать некоторую предварительную, важную для расследования информацию. Знакомясь с представленной в устной или письменной форме информацией, психолог анализирует, синтезирует, конкретизирует ее, т.е. проводит мысленное исследование. Он помогает интерпретировать полученные сведения о личности преступника, свидетеля, потерпевшего, оказывает профессиональную помощь в разработке версии о причастности, в выявлении мотивов преступления, установлении психологических причин, способствующих совершению преступления и другое. В связи с этим, перспективным направлением использования консультаций психолога является создание психологических консультационных кабинетов на базе кафедр психологии высших учебных заведений. Консультационная деятельность психолога может оформляться в виде письменной справки, которая не является экспертным заключением. Представляется, что психолог может проконсультировать следователя по следующим вопросам: а) о современном уровне развития некоторых отраслей психологии: медицинской, инженерной, военной, педагогической и др., о реальных возможностях использования специальных познаний в расследовании преступлений; б) о влиянии возрастных особенностей психического развития личности, об изменении динамики и темпа познавательных, эмоциональных и волевых процессов на различных этапах становлениях и развития личности; в) о типичных психологических чертах взрослых и несовершеннолетних преступников, потерпевших и свидетелей, о возможных вариантах их поведения в зависимости от ситуации и личностных особенностей; г) о психологическом содержании выполняемых человеком трудовых операций, действий, о возможных ошибках на психологической почве, типологии таких ошибок, взаимовлиянии субъективных и объективных факторов труда; д) о влиянии перенесенных и наличных психических и соматических заболеваний, задержек развития на психологию личности и ее поведение; е) о рекомендации средств воздействия на участника уголовно- процессуальной деятельности в целях стабилизации его поведения; ж) об отдельных психологических феноменах, состояниях, процессах, их наличии или отсутствии в ситуациях совершения преступления. 3. Назначение судебно-психологической экспертизы Направляя подследственного, потерпевшего или свидетеля на судебно-психологическую экспертизу, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность следственного заключения. Для этого нужно ориентироваться в методах и формах работы психологов, уметь составлять экспертное заключение с результатами расследования. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы, где на протяжении более ста лет приемы и способы экспертного изучения шлифовались огромным количеством врачей, систематически выполняющих функции эксперта, у психологов нет не только специализированных подразделений, но даже определенной квалификационной подготовки в системе обучения. Поэтому к оценке психического состояния здорового человека в связи с его участием в событии преступления привлекаются, лица компетентные лишь в одной из областей психологии. Следователь должен исходить из предпочтительности их основной профессиональной специализации. Это могут быть сотрудники кафедр психологии вузов и университетов, а также педагоги, имеющие подготовку в области дефектологии. Особенности эмоционального состояния лучше устанавливать с помощью психолога работающего при психиатрических учреждениях. Наиболее компетентными бывают психологи больниц, на базе которых функционирует судебно-психиатрические отделения.

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Предмет, объект и виды судебно-психологической экспертизы 5 2. Формы использования специальных психологических познаний 9 3. Назначение судебно-психологической экспертизы 14 Заключение 30 Список литературы 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баранов П.П., В.И. Курбатов Юридическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 2. Баранов П.П., В.И. Курбатов Юридическая психология. М., 2006. 3. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2005. 4. Волков В.Н., С.И. Янаев Юридическая психология. М., 2006. 5. Драгунская Л. Кому передать на воспитание ребенка? (Против любых стереотипов судебных решений) // Российская юстиция, 1996. - № 10. - С. 51-52. 6. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006. 7. Кикоть В.Я. Рыбникова В.Ю. Юридическая психология (с основами общей и социальной психологии). - М.: Закон и право, 2006. 8. Кони А.Ф. Суд — наука — искусство. Пг., 1923. 9. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. 10. Лурия А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле / / Советское право, 1927. - № 2/26. - С. 84—100. 11. Практика рассмотрения межмуниципальными народными судами г. Москвы гражданских дел по спорам, вытекающим из семейных правоотношений // Хозяйство и право, 1995. - № 12. - С. 146. 12. Рахунов Р.Д. Теория и практика экспертизы в советском уголовном процессе. М., 1950. 13. Сахнова Т. В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. М., 1997. 14. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. М., 2007. 15. Юдина Е.В. Юридическая психология. Ростов н/Д., 2007.

Список курсовых работ по предмету судебная психиатрия