(Нет отзывов)
12 страниц
2019-08-20

Нарративное интервью

В наличии
549 ₽

Как отдельный вид интервью, основная цель, которого узнать о жизни отдельного человека, выделяют биографическое интервью. Существует несколько видов биографического интервью:
Лейтмотивное интервью респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и ее не бросить, чтобы усердие рассказчика и склонность к повествованию были использованы с наименьшими потерями;
Нарративное интервью собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий;
Открытое интервью интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого, который по типу повседневного разговора задает наводящие вопросы.
Целью биографического нарративного интервью, по Г. Розенталь, является получение текста (рассказанной истории жизни) "для реконструкции биографического значения жизненных событий в момент их протекания и хронологической последовательности жизненных событий, а также реконструкции актуальных значений жизненных событий и реконструкции временного порядка жизненной истории в момент ее рассказа или написания". Более широкой целью нарративного интервью может быть получение качественной информации о различных социальных процессах и проблемах, об опыте тех или иных социальных групп с позиции самих рассказчиков.
Впервые современную концепцию нарративного интервью представил социолог Ф. Шютце, который использовал эту технику для изучения результатов реформы муниципальных структур. Шютце исходил из понимания устных рассказов (историй) как наиболее широко распространенного средства передачи информации, использование которого в научных целях весьма перспективно. Впоследствии концепция нарративного интервью стала популярной в немецкой традиции качественной методологии. Развитие в качестве метода биографического исследования она получила в работах Г. Розенталь и В. Фишера-Розенталя.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

Глава 1 Виды интервью 4

Глава 2 Нарративное интервью 6

Заключение 11

Список литературы.. 12


















Введение

Исследования нарратива становятся все более актуальными в отечественной психологии (Н.В.Чепелева, Л.Ф.Яковенко, О.А.Зарецкая).
В современных исследованиях исходной точкой интереса к нарративу явилось понимание того, что повествовательная форма и устная, и письменная составляет психологическую, лингвистическую, культурологическую и философскую основу стремлений людей прийти к соглашению с природой и условиями существования. По мнению Й. Брокмейера и Р. Харре, мы с детства окружены повествованиями, имеем неограниченную потребность в них, причем не только в самих рассказах, но и в их бесконечных повторениях. Нарративы представляют собой формы, внутренне присущие нашим способам получения знания, структурирования восприятия мира и упорядочивания личного опыта.
На уровне индивида жизнь как единый и целостный феномен изображается и конституируется с помощью автобиографического нарратива, в котором события жизни связываются в упорядоченную последовательность при помощи сюжета. Культурные традиции предоставляют запас сюжетов, которые могут быть использованы для организации событий жизни в истории, посредством же рассказывания этих историй «мы конструируем себя в качестве части нашего мира». Как было показано Р. Бартом во «Фрагментах речи влюбленного», не только автобиография становится нарративом, но и максимально значимый элемент этой биографии история любви также объективируется в качестве нарратива.




Глава 1. Виды интервью
Для изучения социальных явлений и построения социологических теорий, способствующих объяснению и пониманию социальной жизни, необходимо обладать конкретной информацией, или эмпирическими данными. Эта информация и эти данные «добываются» в резултате социологических исследований.
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д. Возможно и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента.
Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. Чтобы построить межличностное общение, нужно соблюдать определенные технологические приемы. По содержанию интервью делят на так называемые документальные интервью изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений. Цель которых выявление оценок, взглядов, суждений и т.п.
Что может быть предметом интервью факты, мнения, личность? Конечно, в одной беседе можно охватить и первое, и второе, и третье. Однако в том и заключается условность любой классификации, что она выявляет лишь преобладание одного признака (фактора) по отношению к другим. Таким образом, если в портретном интервью преобладает интерес к личности собеседника, то это не значит, что интервьюер должен игнорировать факты и мнения.
Диалог между двумя людьми, в процессе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется беседой. Целенаправленный опрос «лицом к лицу» называют интервью. Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен помнить, что он исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.
Желательно знать основные требования, предъявляемые к интервьюеру. «То, что интервьюеру приходится брать на себя роль субъекта общения, предъявляет к нему, по крайней мере, два специфических требования. Интервьюер должен обладать умением «сходиться с людьми», располагающими информацией это первое требование. Второе требование тщательная подготовка к интервьюированию. Опыт показывает, что эрудированный, в деталях знакомый с предметом изучения интервьюер вызывает у респондента симпатию, а это уже гарантия того, что интервью окажется продуктивным».

1. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования // Социология.- 1991.- № 2.- С. 5-19.
2. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. №3 С. 29-42.
3. Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований // Социологический журнал.- 1995.- №1.- С. 15.
4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко.- Екатеринбург: Изд-во Уралского ун-та, 1998.- С.5-14.
5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин.- СПб: «Питер», 2000
6. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология. 1993. № 3. С. 34-43.
7. Радугин А.А. Социология: курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Центр, 1999.- 160 с.
8. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер; Пер. с англ. И. Г. Ясавеева; Под ред. С. А. Ерофеева. - М.: Экономика,2004.-620 с.
9. Социология: Учебник для вузов / Н.В. Казаринова, О.Г. Филатова, А.Е. Хренов; Под ред. Г.С. Батыгина.- М.: NOTA BENE, 2000.- 269 с.

Список рефератов по предмету социология