(Нет отзывов)
46 страниц
2019-06-04

Тревожность в подрастковом возрасте

В наличии
1640 ₽

ВВЕДЕНИЕ Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего - личностной сферы, самосознания. Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками. Э. Эриксон говорит о формировании «Я – идентичности» в этом возрасте. Исследовательская проблема состоит в выявлении связи между уровнем тревожности подростков и показателями самооценки. Актуальность исследования. Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости. Важнейшую роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, играет тревожность. В связи с этим вопросы, касающиеся уровня и проявления тревожности у человека являются актуальными и значимыми для психологии как науки. В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с известными социальными причинами - условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающего мира как угрожающего и нестабильного. Изучение тревожности у детей и подростков носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Сравнительно большое количество работ посвящено детям 5-8 лет (проблема готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства единичны (А. И. Захаров, В. Р. Кисловская, Б. И. Кочубей). Объект исследования: тревожность у подростков. Предмет исследования: особенности тревожности у подростков. Таким образом, основной целью работы является изучение проблемы тревожности и ее особенностей в подростковом возрасте. Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические аспекты тревожности у подростков в психологии. 2. Рассмотреть тревожность как философский и психологический феномен. 3. Определить особенности тревожности подростковом возрасте. 4.Организовать эмпирическое исследование тревожности у подростков. 5. Провести эмпирическое исследование на выявление связи самооценки и тревожности у подростков. 6. Провести анализ результатов исследования. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между показателями тревожности и самооценки в подростковом возрасте, а именно: чем выше показатели тревожности, тем ниже уровень самооценки и наоборот. Теоретическая основа исследования: - взгляды на проблему психологической характеристики подросткового возраста: Абрамова В. Е., Дарвиш О. Б.; - взгляды на проблему тревожности: Лютова Е. К., Прихожан А. М.; - взгляды на проблему самооценки: Райгородский Д.Я. Методами исследования были следующие: анализ научной литературы; тестирование; сравнение; методы статистической обработки данных. Методики исследования: 1. Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. 2. Шкала личностной тревожности А.М.Прихожан. Форма А (для10-12 лет), форма Б (для 13-16 лет) Характеристика выборки: в исследовании принимало участие 20 детей подросткового возраста (от 13 до 16 лет), учащиеся общеобразовательной школы. Гомогенность выборки обеспечивалась четырьмя критериями: - возрастной критерий – средний возраст испытуемых 15 лет; - социальные установки – в исследовании принимают участие дети из полных семей. - половой критерий (критический период подросткового возраста) – в исследовании принимали участие испытуемые мужского и женского пола: 10 девочек и 10 мальчиков. - образовательный критерий (ведущая деятельность) – в исследовании принимали участие подростки с 8 по 11 класс. База исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 68 г. Москвы.

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7 1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 7 1.2 Самооценка и тревожность в подростковом возрасте во взглядах отечественных и зарубежных авторов 14 1.3 Связь самооценки и уровня тревожности в подростковом возрасте 20 1.4 Выводы 23 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 25 2.1 Организация исследования 25 2.2 Результаты исследования и их анализ 26 2.3 Выводы 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46

1. Абрамова В. Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с. 2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2006. – 701 с. 3. Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008. - 379 с. 4. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия социальная установка в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1977. – 294 с. 5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: РИЦ Консорциума «СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ РОССИИ», 1994. – 221 с. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1968. – 464 с. 7. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. 8. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1972, №2. – С. 114 – 123. 9. Ганишина И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение подростков. – М.: МПСИ, 2005. – 288 с. 10. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2002.- 694 с. 11. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 264 с. 12. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии XX века: монография / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 309 с. 13. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: Речь, 2005. – 176 с. 14. Залунина Л. М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов. – СПб.: Питер, 2007. – 144 с. 15. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с. 16. Катарьян Т. В., Ларина О. А., Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Гардарики, 2008. – 128 с. 17. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2006. - 464с. 18. Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Лютова Е. К., Монина Г. Б. – М.: Генезис, 2006. – 192 с. 19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. – 456 с. 20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М: Педобщество, 2005. –460 c. 22. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2006. – 237 с. 23. Першина Л. А. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2005. – 255 с. 24. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 1998. 25. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с. 26. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МОДЭК, 2005. – 303 с. 27. Психология личности / Под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008. – 653 с. 28. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: «Бахрах-М», 2003. 29. Реан А.А. Психология подростка. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 480 с. 30. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога Кн. 1. – М.: Владос, 2005. – 384 с. 31. Серкин В.П. Семантические дифференциалы // Методы психосемантики / В.П. Серкин. – М.: АспектПресс, 2004. – С. 80 – 95. 32. Сокрокоумова Е. А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с. 33. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – 336 с. 34. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. – М: Владос, 2006. – 351с. 35. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 768 с. 36. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 448 с. 37. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики. 2007. – 352 с. 38. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН, 2000. – 448 с.

Список курсовых работ по предмету психология