(Нет отзывов)
66 страниц
2019-05-29

Соотношение стилей воспитания и эгоцентризма у подростков.

В наличии
3840 ₽

Введение
Тема дипломной работы определена как соотношение стилей воспитания и эгоцентризма у подростков. Мир рассматривается человеком эгоцентрическим исключительно в контексте собственного удобства и исключительной значимости. В современной науке под понятием эгоцентризм принято понимать недостаточную развитость высших психических функций препятствующею формированию способности восприятия точки зрения другого человека. Недостатки воспитания, а в данной работе, рассмотрим именно эгоцентризм, проявляются в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства. Преодоление эгоцентризма одна из самых главных задач воспитания: формирование у ребенка способности оценивать различные точки зрения и терпеливо относится к непривычным мнениям и суждениям.
Актуальность исследования
очень хорошо проявляется в современных школах всего мира. Социализация ребенка, подростка, юноши это адаптация его к существованию в социуме. Это понятие явно зависимо от состояния переменных и стоящих перед ними задач. Это позволяет определить процесс социализации как конструктивный или деструктивный. Процесс личностного формирования, складывающийся под влиянием реальных социальных сил и воздействий, конструктивных или деструктивных по отношению к данной личности и данному социуму - воздействие на процесс социализации это деятельность, складывающаяся под влиянием определенных социальных тенденций, несущих с собой трансляцию младшим поколениям прежде всего определенных смысловых образований: смысловых, целевых и операциональных установок, личностных ценностей, смысловых конструктов, диспозиций и мотивов. «Конструирование деятельности растущих людей, осуществляющееся одновременно с формированием их сознания, всегда происходит в процессе взаимодействия с Миром Взрослых, - пишет Д.И. Фельдштейн. По сути, перед нами две системы деятельности: ребенка и взрослого. Они существуют и параллельно, и взаиосвязано. При этом между ними объективно создается особое пространство взаимодействия» .
В этом пространстве существенную роль играет фактор положительного или негативного отношения взрослого к детям. Это отношение, в сущности, и делает взрослого посредником развертывания отношений ребенка, формирующих его социальные установки, диспозиции, а в дальней перспективе его жизненную позицию. В самой общей форме можно говорить о полноценных или неполноценных отношениях сотрудничества поколений, или даже об извращениях их отношений, способствующих формированию извращенных вариантов ведущей деятельности, то есть деструктивных по отношению к личности и к социуму. Неполноценная или деструктивная по своему смысловому содержанию ведущая деятельность является предпосылкой формирования деструктивной или неэффективной социализации, служащей причиной формирования аналогичной жизненной позиции. Так формируются типы эгоцентрической, негативистической или социоцептрической личности, заведомо социально неполноценные.
Цель исследования
обусловлена, прежде всего, темой работы. Так же преследуется цель исследования восприятия подростками семейной обстановки и внутрисемейного развития.
Основные задачи
исследования выразились в следующих направлениях:
1. В первой главе описать современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке;
2. Выявить рассмотренность проблемы феномена эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов;
3. Определить особенности развития эгоцентризма в подростковом возрасте;
4. Показать значение стиля воспитания в развитии эгоцентризма у подростков;
5. В второй главе провести эмпирическое исследование соотношения эгоцентризма подростков и стилей воспитания;
6. Описать методики, выборки и процедуры исследования;
7. Проанализировать и подробно проанализировать полученные результаты;
8. Разработать программу психо-коррекционной работы с подростками и родителями с целью оптимизации отношений подростков и родителей.
Гипотеза дипломной работы
Приступая к исследованию, мы предположим что:
1) Существуют половозрастные различия в развитии эгоцентризма у подростков
2) Существует взаимосвяз между стилями воспитания и уровнем развития эгоцентризма у подростков: диктат, опека и невмешательство способствуют фиксированности ребенка, на своей персоне, а тактика сотрудничества наоборот, помогает заострить внимание подростка, на потребностях других.
Предмет исследования
половозрастная регуляция эгоцентризма у подростков а так же соотношение стилей современного воспитания с развитием эгоцентризма подростков.
Объект исследования
Восприятие подростков средней школы себя в развивающемся мире во взаимосвязи с семейными традициями.
Предмет исследования
взаимосвязь в динамике стилей семейного воспитания с формированием эгоцентризма подростков.
Методы исследования: в работе рассмотрим два класса средней российской школы, взяв за основу исследования две методики. Одна из них ADOB, или «Подростки о родителях». Другая тест эгоцентрических ассоциаций ЭАТ, позволяющая выявить уровень эгоцентризма у подростка.
Цель исследования
Выявить половозрастные различия эгоцентризма у подростков и роль семьи в его формировании.


Глава I. Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке
§ 1.1. Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Понятие эгоцентризма сформулировано в работах Ж. Пиаже, который описал проблему как определённую интеллектуальную позицию по отношению к миру, развивающуюся по мере процесса познания ребёнком себя и окружающего в динамике собственного развития, неразрывно связанного с внешними изменениями и воздействиями. Эгоцентризм грамматически включает в себя два слова, обозначающие «Я» - от латинского ego и «центр, сосредоточение» - от centrum. Вследствие чего понятийно эгоцентризм отображает такое взаимодействие человека и окружающей среды, а также отношение его к миру вообще, которое характеризуется сосредоточением человека на своём образе «Я» в этом мире.
Однако ясно, что с точки зрения генетической необходимо отправляться от деятельности ребенка для того, чтобы объяснить его мысль. А эта деятельность, вне всякого сомнения, эгоцентрична и эгоистична. Социальный инстинкт развивается в ясных формах поздно. Первый критический период в этом отношении следует отнести к 7-8 годам.
Эгоцентризм, таким образом, в работах Ж.Пиаже отразился как некая особенность мышления, скрытая умственная позиция ребёнка, выражающаяся в своеобразной детской логике, речи, представлениях о мире, раскрываемая при помощи индивидуальных бесед и проявляющаяся в общении.
Понятие эгоцентризма вводится Ж. Ж.Пиаже как характеристика детского мышления на стадии интуитивного интеллекта. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-дошкольник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная.
Важнейшим открытием Ж.Пиаже явилось проявление эгоцентризма в детской речи, являющейся следствием восприятия мира. Ж.Пиаже считал детский эгоцентризм неотъемлемым качеством детского восприятия мира, которое характеризует «реальную» субъективную картину мира, воспринимаемого детским «Я», неотделимым от природной среды роста и развития ребёнка.
«Я» ребёнка, неотделяемое от окружающего мира, даёт ему вполне реалистичную картину абсолютного восприятия. Неспособность воспринимать и анализировать отношения, а также воспринимать себя как субъекта отношений, ребёнок искренне верит в то, что луна сопровождает его, а ветер исходит из колебаний воздуха ветвями деревьев. Отношения для ребёнка являются сиюминутным следствием видимого восприятия. Вода может одновременно быть «сильной», удерживая лодку, и через минуту «слабой», не удерживающей даже маленький камень. Противоречивые понятия могут вполне уживаться или чередоваться в восприятии ребёнка в зависимости лишь от шкалы детского опыта реального восприятия мира.
Концепция эгоцентризма Ж.Пиаже связана с концепцией психоаналитиков, с одной стороны, социологической школы Э.Дюркгейма - с другой. Ж.Пиаже исходит из понятия аутистического мышления и определяет эгоцентрическую мысль, как промежуточную форму между мыслью аутистической и разумной.
Расположить наше описание с точки зрения социальной психологии, отправляясь от самого характерного в этом смысле явления - эгоцентризма детской мысли, - вот все, что мы попытались сделать для начала. Мы старались свести к эгоцентризму большую часть характерых черт детской логики» .
Разные исследователи (H.Hoffman, R.Selman , Г.Дюпон) вкладывали различный смысл в понятие эгоцентризма, поэтому тема эта вызывала споры и полемику авторов. В психологической литературе СССР изучению мышления ребёнка посвящён целый ряд исследований (работы П.П. Блонского, Л. С. Выготского, Д.Н.Узнадзе и его сотрудников и ряд других).

Введение 3
Глава I. Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке 7
§ 1.1. Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов 7
§ 1.2. Особенности развития эгоцентризма в подростковом возрасте 11
§ 1.3. Значение стиля воспитания в развитии эгоцентризма у подростков 14
Выводы по первому разделу 26
Глава II. Эмпирическая часть исследования соотношения эгоцентризма подростков и стилей воспитания 28
§ 2.1. Описание методик, выборки и процедуры исследования 28
§ 2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов 31
§ 2.3. Программа психо-коррекционной работы по оптимизации отношений подростков и родителей 46
Заключение 54
Список литературы 58

Литература
1. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // Lerner R.М., Petersen А.С., Brooks-Gunn J. (eds). Encyclopedia of adolescence. V. 2. N.Y., 1991. Р. 746 758.
2. Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development. - 1967, Vol. 38, No. 4.
3. Schaefer Е.S. Converging conceptual model for maternal behaviour and for children behaviour // J. Abnormal and Soc. Psychol. 1959. Р. 226 235.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1986.
5. Анастази А. Психологическое тестирование. Ч. 1 2. М., 1982.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Прогресс, 1998. - С. 274-277
7. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания в семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - С.431.
8. Бодалев А. А. (отв. ред.). Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1983.
9. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
10. Бодалев А. А., Ковалев Г. А. (отв. ред.). Общение и развитие психики. М., 1986.
11. Бодалев А. А., Кричевский Р. Л. (отв. ред.). Общение и формирование личности школьника. М., 1987.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968 г.
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во Институт практической психологии, 1995.
14. Выготский Л.С. Педология подростка. - Соб. соч. М., 1984.
15. Ганушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. - Н. Новгород: НГМА, 2000. С.141-230.
16. Деркач А. А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитания: Автореф. докт. дис. Л., 1981.
17. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подросткв. /Под. ред. С.А. Беличевой. Ред. изд. центр Консор циума Социальное здоровье России. - М., 1999.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999.
19. Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. Ростов н/Д, 1976.
20. Изучение мотивации поведения детей и подростков. /Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972.
21. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999.
22. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Институт практической психологии, 1997.
23. Кондратьева С. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: УРАО, 1998.
25. Куницына В. Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985.
26. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986.
27. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: Академия, 1996.
28. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Академия, 1996.
29. Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: Тарту, 1974.
30. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946 1980 годов / Под ред. И.И. Ильясова и В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981.
31. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, 1999. - С.291.
32. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
33. Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. Т. 4. М., 1957. Т. 5. М., 1958.
34. Маслоу А.Г. Психология бытия. М., 1997. - С. 28 31
35. Мелибруда Е. Я ты мы. М., 1986.
36. Мишель Кле Психология подростка (Психосексуальное развитие) /Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991.
37. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. Серия «Мир медицины». - СПб: Лань, 1999.
38. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. докт. дис. Л., 1981.
39. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России. 1999.
41. Обухова Л.Ф. Теория Пиаже: за и против. М., 1987.
42. Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. докт. дис. Якутск, 1988.
43. Панферов В. Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. докт. дис. Л., 1983.
44. Пашукова Т. И. О механизме эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы межличностного познания. Краснодар, 1983.
45. Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. -С.45-48.
46. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987.
47. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Новое издание. - М., 1994.
48. Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко, 2002
49. Психологические тесты /Под. ред. А.А.Карелина: В 2 т. М.: ВЛАДОС, 1999.
50. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. /Под. ред. С.А.Беличевой. Ред. изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России» М., 1999.
51. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.
52. Раттер Майкл Помощь трудным детям. М.: Апрель Пресс, 1999.
53. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1998. - Кн. 2. - С. 144.
54. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. С.333.
55. Славина Л.С. Трудные дети. М.: Институт практической психологии, 1998.
56. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. 6. С. 5 16.
57. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986.
58. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1998.
59. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт: ФЛИНТа, 1999.
60. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994. С. 146
61. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М., 1997. С. 85
62. Фромм Э. Душа человека. М., 1998. С.207
63. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. - Томск: Барс, 1997.
64. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) - СПб.: Питер, 1997.
65. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. - М.: УРАО, 1999.
66. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М., 1996.
67. Эриксон Эрик Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
68. Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение при подготовке будущих учителей. Киев, 1987.

Список дипломных работ по предмету психология