(Нет отзывов)
25 страниц
2019-06-06

Развитие психики в филогенезе

В наличии
1640 ₽

Относительная самостоятельность перцептивного образа от поведения является биологически целесообразной так как благодаря этому образовавшаяся связь между образом и действием может быстро угаснуть и возникнуть новая более целесообразная. Наиболее четко это проявляется у млекопитающих. В эксперименте перед собакой, посаженной на цепь, клали кусочек мяса на таком расстоянии, чтобы она не могла его достать передней лапой. К кусочку мяса была привязна веревка, при помощи которой можно было подтянуть его. Собака пыталась достать мясо лапой, но не могла. После многократных безуспешных попыток она случайно зацепила лапой веревку и достала мясо. Эта связь между образом мяса, веревкой и движением передней лапой закрепилась и теперь собака без особых затруднений овладевала мясом. После этого конец веревки, привязанной к мясу, был помещен на таком расстоянии, чтобы собака не могла достать его передней лапой, но могла это сделать задней. Собака долгое время пыталась достать конец веревки передней лапой, но безуспешно. Тогда она повернулась и после нескольких попыток подтянула мясо задней лапой.
Подобного рода поведение является характерным для высших животных, особенно для обезьян, что свидетельствует о появлении зачатков разума у этих животных, пока что неразрывно связанного с их практическими действиями. Такая гибкая форма поведения, свойственная высшим животным, дающая им возможность сразу найти выход из сложной проблемной ситуации, не совершая случайных движений, называется интеллектуальным поведением. В процессе осуществления этой формы поведения происходит дальнейшее освобождение образа, воспринимаемого объекта от действий, направленных на удовлетворение биологических потребностей. Подобного рода поведения обезьян И.П. Павлов объяснял настойчивой и бескорыстной любознательностью[14, с. 87].
В связи с появлением у человекообразных обезьян высокоразвитых конечностей - рук начинает проявляться способность манипулировать предметами, соединять их, изменять их свойства и положение в пространстве. Их часто привлекает не приманка, запрятанная в проблемный ящик, а окружающие предметы, которые они начинают активно обследовать: обнюхивать, ощупывать, рассматривать, хватать руками, размахивать, стучать, передвигать, приставлять друг к другу, обкусывать и т. п. На основе этих ориентировочно-исследовательских действий у обезьян формируются перцептивные образы, отражающие пространственные свойства и отношения между объектами - форму, величину длину, толщину, удаленность, близость их друг к другу.
В экспериментах, проводимых Н.Н. Лодыгиной-Котс, шимпанзе Парис мог подобрать и применить предмет годный по форме и величине для того, чтобы протолкнуть его в трубку и вытолкнуть из нее спрятанную приманку. В опытах, описанных И.П. Павловым, обезьяна могла выбрать среди палок с круглым, квадратным и треугольным сечением нужную палку, вставить ее в треугольную прорезь в ящике, нажать ею на рычаг, запирающий дверцу, и достать приманку [3, с. 73].
Таким образом, обезьяна, совершая ориентировочно-исследовательские и практические действия в экспериментальной ситуации, может отражать не только предметы, но и связи между ними, обнаруживая тем самым способность проявлять конкретное практическое (ручное) мышление. Благодаря тому, что обезьяна может отражать связи и отношения между объектами, она способна не только осуществлять орудийные действия, но и создавать простейшие орудия труда. Так, в экспериментальных условиях обезьяна может соединить две палки, если одна из них полая, а вторая может быть вставлена в нее, и достать приманку. Если же цельная палка не входит в полую, то она может ее обкусать и соединить с другой палкой.
Изготовленные обезьяной орудия отличаются от орудий, создаваемых человеком, тем, что человек, изготавливая их, действует одной вещью на другую, обезьяна же изготавливает орудия при помощи рук и зубов. Кроме того обезьяна не изготавливает орудий впрок и не сохраняет их. Создав орудие в экспериментальной обстановке, она, применив его, бросает или ломает [3, с.78].
Орудийные действия обезьян часто осуществляются на основе подражания. Обезьяна, увидев, как человек подметает пол, может взять веник и совершать такие же движения как человек, но при этом она не собирает мусор, а разбрасывает его. Подражая человеку, обезьяна воспроизводит только внешнюю сторону действия, не предвидя его результатов.
Способность обезьян улавливать связи между предметами и совершать предметные действия может рассматриваться только лишь как потенциальная возможность, которая реализуется при наличии проблемной ситуации. В обычной же обстановке она использует инстинктивные формы поведения и навыки.
Научившись совершать интеллектуальное действие, обезьяна закрепляет его и воспроизводит даже в том случае, если оно становится нецелесообразным. В этом как раз и заключается ограниченность интеллекта обезьян и полная зависимость ее поведения о непосредственно воспринимаемой ситуации.

Содержание
Введение 3
Глава 1. Обзор проблемы развития психики в филогенезе 6
1.1. Понятие о филогенезе 6
1.2. Происхождение психики 9
Глава 2. Возникновение и развитие сознания у человека как высшей формы психики 15
2.1. Возникновение и развитие сознания у человека 15
2.2. Сходство и различие психики человека и животных 20
Заключение 23
Список литературы 25



















Введение
Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология. Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии.
В самом деле, для того, чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как, например: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? или: как развивалась и усложнялась психика?
Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу об ее объективном критерии.
Очевидно, что, обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем, что чувствует (переживает, ощущает) дождевой червь или муравей. Тем более немыслимо ставить такой вопрос в отношении каких-то существ, которые жили в далеком биологическом прошлом. Единственный путь здесь найти объективный критерий психики, т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.












Глава 1. Обзор проблемы развития психики в филогенезе
1.1. Понятие о филогенезе.
Филогенез (от греч. phýlon племя, род, вид и ...генез), филогения, историческое развитие организмов. Термин введён немецким эволюционистом Э. Геккелем в 1866. Процесс филогенеза и его закономерности изучает филогенетика. Основной задачей при изучении филогенеза является реконструкция эволюционных преобразований животных, растений, микроорганизмов, установление на этой основе их происхождения и родственных связей между таксонами, к которым относятся изученные организмы [2, с. 112]. Для этой цели Э. Геккель разработал метод «тройног параллелизма», позволяющий путём сопоставления данных трёх наук морфологии, эмбриологии и палеонтологии восстановить ход исторического развития изучаемой систематической группы. Привлечение данных эмбриологии для реконструкции эволюционных преобразований организмов потребовало изучения соотношения между их индивидуальным и историческим развитием и уточнения понятия Ф. Английский эволюционист У. Гарстанг в 1922 сформулировал представление о Ф. как о последовательности онтогенезов в следующих друг за другом поколениях, связанных соотношением: родители дети внуки. Эта идея была развита И. И. Шмальгаузеном, который считал, что Ф. представляет собой «исторический ряд известных (отобранных) онтогенезов». Трактовка Ф. как исторической последовательности онтогенезов, прошедших контроль естественного отбора, позволяет установить процесс развития любой систематической группы. Это зависит от выбора признаков, по которым устанавливается филогенетическая преемственность форм, от наличия данных палеонтологии и от задач исследования. Изучение исторических изменений признаков, характерных для данной систематической группы, позволяет реконструировать Ф. этой группы, однако неравномерность темпов эволюции признаков и неизбежность экстраполяции результатов изучения ограниченного числа признаков на филогенез целостного организма, а затем на филогенез таксона, понижает точность реконструкции филогенез и часто ведёт к ошибкам. Поэтому для целей реконструкции филогенез всё шире привлекаются данные целого ряда биологических наук, например молекулярной биологии, биохимии, генетики, биогеографии, экологии и др.
Эти данные позволяют компенсировать неполноту палеонтологической летописи и уточнить реконструкции филогенеза, полученные классическим методом тройного параллелизма. Особое значение приобретает анализ адаптивного значения филогенетических преобразований. Такой подход позволяет резко повысить достоверность филогенетических реконструкций. Изучение филогенеза служит основой построения естественной системы., развития эволюционной теории и более глубокого изучения отдельных таксономических групп; оно важно для исторической геологии и стратиграфии.
Филогенез разичных групп животных, растений и микроорганизмов изучен крайне неравномерно. Это обусловлено как различным количеством палеонтологических и эмбриологических данных, так и исторически сложившимся направлением изучения той или иной таксономической группы. Палеонтологам известно менее 3% от предполагаемого числа современных видов (около 4,5 млн.). Эта неполнота палеонтологической летописи затрудняет реконструкции филогенеза. Наиболее полно изучен филогенез позвоночных животных и высших растений, что обусловлено относительной молодостью этих таксонов и наличием палеонтологических данных. Для некоторых групп позвоночных, например гоминид, хоботных и ряда др., филогенетические связи установлены с точностью до родов и видов. Среди беспозвоночных животных подробно изучен филогенез некоторых групп моллюсков, плеченогих (брахиоподы) и членистоногих. Однако родственные связи между типами животного царства, так же как филогенетические связи таксонов более низкого ранга, например отрядов млекопитающих, во многом дискуссионны. Наименее подробно изучен филогенез низших растений, что обусловлено древностью происхождения этих групп и неполнотой как палеонтологических, так и эмбриологических данных. Особую задачу филогенетических исследований представляет изучение происхождения внутривидовых группировок современных видов, имеющее большое значение для теории видообразования.

1.2. Происхождение психики
Проблема происхождения психики является самой сложной для науки. Существует много теорий о сущности психики и о ее происхождении. Одни считают, что всей природе присуща психика. Другие - что она может быть только у живых существ. Третьи - что она может быть только у человека. Современная психология считает, что психика возникает у живых существ только на определенном этапе филогенетического развития [13, с, 69].
Возникновение и развитие психики, с точки зрения науки, есть результат длительного приспособления живых организмов к окружающей среде. Живые существа, обладая активностью, могут осуществлять избирательное взаимодействие с окружающей средой. Это необходимо для поддержания жизнедеятельности, в основе которой лежит обмен веществ, происходящий в организме. К веществам, полезным дл организма, они приближаются и усваивают их, а от веществ, оказывающих вредное воздей-ствие, отстраняются.
Избирательное поведение простейших организмов связано с появлением особого биологического механизма приспособления - раздражимости. Раздражимость представляет собой особое свойство живых существ избирательно реагировать на жизненно важные воздействия среды посредством поисковых движений, направленных на обнаружение пищевых веществ. Этот биологический механизма приспособления мог обеспечивать существование только лишь простейших живых организмов, обитающих в однородной среде.

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
3. Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1988.
4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983.
5. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1995.
6. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.
7. Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Изд-во НГУ, 1996
8. Психология. Учебник. М., 1998.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 2002.
12. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.1. М.: Академия, 2006
13. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
14. Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996
15. Титченер Э. Учебник психологии. М., 1994.
16. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1996.
17. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию». Ред. Е.Е.Соколова, М., 1999.
18. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., МГУ, 1981.

Список курсовых работ по предмету психология