(Нет отзывов)
81 страниц
2019-08-12

Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности

В наличии
3840 ₽

Введение Актуальность настоящего дипломного исследования в первую очередь определяется социальными условиями: в современных условиях происходят существенные изменения в области подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Парадигмальные перестройки в образовании, инноватика и смена моделей обучения - переход от трансляционной педагогики к смысловой, педагогическому сотрудничеству - объективно требуют новых подходов к подготовке специалистов в ВУЗе. Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного ВУЗа. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа пер-вичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, ко-торая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста. Ориентация общества на грамотного и компетентного специалиста выражается в разработке систем мониторинга качества подготовки выпускника ВУЗа, направленности на изучение процесса профессионализации в целях оптимизации управления образовательной системой. Степень научной изученности исследуемой проблемы является теоре-тическим аспектом обоснования актуальности настоящего исследования. В большей степени вопросам формирования профессиональных качеств личности у студентов уделяется внимание в работах, посвященных вопросам профессиональной готовности. Профессиональная готовность рассматривается с точки зрения объективных критериев и требований к подготовке специалистов в ВУЗе; в аспекте теории и практики подготовки специалистов в ВУЗе (О.А. Абдуллина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, И.Ф. Исаев, С.Я. Ромашина, М.П. Боброва, Н.Г. Руденко и др.). Также проблема профессиональной готовности изучается в аспекте аттестации, оценке качества профессиональной подготовки (С.Г. Молчанов, В.И. Зверева, И.К. Шалаев, М.П. Боброва, А.А. Миролюбов, Н.А. Янковская). Профессиональная готовность рассматривается в ряду других характеристик профессионализации Е.И. Роговым, Е.И. Пассовым, В.П. Ворошиловой, Н.В. Кухаревым, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, И.А. Зимней как этап, уровень профессионализма. Структура и уровни профессиональной, методической культуры и мастерства, их содержание представлено в работах Е.И. Рогова, Е.И. Пассова, Л.Ф. Спирина и др. Таким образом, в психолого-педагогической литературе достаточно полно представлен процесс профессионализации и овладения педагогическим мастерством, однако его изучение носит отрывочный и несистематизированный характер в общеметодологическом и педагогическом плане в целом и относительно формирования профессионально –важных качеств будущих педагогов- психологов в частности. Между тем, этого с необходимостью требуют теория и практика, ориентированные на разработку и реализацию концепций подготовки специалистов в области психолого-педагогических специальностей. Несмотря на различные точки зрения на профессионализацию, в психологических исследованиях всегда подчеркивается значение этого процесса для личностного развития и социализации. «Психологическая помощь в профессиональном самоопределении и психологическое сопровождение начальных этапов профессионализации – одно из актуальных и перспективных направлений развития современной практической психологии» . Актуальность темы с практической позиции может быть проиллюстрирована результатами проведенного проблемного анализа, по результатам которого выделен ряд противоречий: - в области социального заказа на специализацию: противоречие между объективной потребностью в педагогах –психологах, востребованностью данной образовательной услуги и отсутствием четких ориентиров профессиональной подготовки специалистов в ВУЗе по данному направлению; - в реальном состоянии процесса подготовки специалистов в ВУЗе: с одной стороны - оформленность теоретической и методической базы в формировании профессионально - педагогической подготовленности и готовности специалиста, с другой стороны - отсутствие модели личности и деятельности выпускника как базисных характеристик готовности, что затрудняет процесс подготовки в ВУЗе; - между объективными требованиями к личности и деятельности педагога-психолога, и их неполнотой как зафиксированных критериев в квалификационных, профессиографических характеристиках. С учетом того, что понятие «профессиональная готовность» очень широкое в настоящей работе большая часть базовых определений рассматривается на примере студентов педагогов-психологов. Таким образом, весь ход развития педагогической науки и практики с настоятельностью требует разрешения подобных противоречий. Так противоречие между уровнем развития научного знания, объективными критериями профессионализма и существующими ориентирами профессиональной подготовки в ВУЗе с одной стороны, необходимостью выработки подобных ориентиров и возможностью их выделения через изучение психолого-педагогических особенностей личности будущего педагога -психолога с другой стороны, обусловило выбор темы настоящей работы. Большинство ВУЗов страны в настоящее время использует информа-ционную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию, переработать её, продемонстрировать степень её освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и формированию мотивов «избегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности. В науке сложились серьезные теоретические предпосылки решения выделенной проблемы. Учёные, занимающиеся её разработкой (О.С. Анисимов, А.А. Бодалёв, В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.), указывают на то, что подготовка специалистов учебных заведений, являющаяся этапом профессионального становления, имеет немаловажное значение для того, как быстро и успешно человек достигнет своего «акме» (вершины) в профессиональной деятельности, и насколько высокой будет эта вершина. На сегодняшний день специалисты-психологи востребованы во многих областях деятельности человека (образование, производство и т.д.). Появляется много новых специальностей, близких к психологии или напрямую с нею связанных (менеджмент работы с персоналом, коучинг, HR и т.д.). При этом психологи играют в этом отношении достаточно важную роль. Таким образом, на сегодняшний день ресурсы психологической готовности не достаточно задействованы в профессиональной подготовке специалистов. Следовательно, есть основание утверждать, что существующая практика и состояние науки показывают неразработанность технологических основ психологической готовности специалистов-психологов к профессиональной деятельности, что понимается нами как проблема исследования. Цель настоящей работы: выявить психолого-педагогические особенности формирования педагогической готовности к профессиональной деятельности. Задачи исследования, направленные на достижение цели исследования: 1. Провести анализ теоретических, экспериментальных исследований в психолого-педагогической литературе с целью описания и обоснования феномена педагогической готовности к профессиональной деятельности. 2. На основе проведенного анализа выявить специфику педагогической готовности к профессиональной деятельности как объекта теоретического исследования, определить современную методологию её формирования. 3. Определить психолого-педагогические условия развития педагогической готовности к профессиональной деятельности на примере студентов педагогов-психологов. Объект исследования: личностные особенности студентов. Предмет исследования: психолого-педагогические особенности формирования педагогической готовности к профессиональной деятельности. Гипотеза исследования: автором настоящей работы выдвинуто предположение, что с помощью психолого-педагогических воздействий, в частности, деловой игры, можно развить педагогическую готовность к профессиональной деятельности. Методы исследования. В работе использовались следующие теоретические методы: анализ, аналогия, моделирование, метод морфологического анализа в теоретической части исследование. В качестве диагностических методов использовались самоотчеты студентов, для математической обработки результатов – критерий Стьюдента.

Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования педагогической готовности к профессиональной деятельности 8 1.1. Понятие и сущность психологической готовности к профессиональной деятельности 8 1.2. Теоретическая база формирования психологической готовности к профессиональной деятельности на примере студентов педагогов - психологов 28 1.3. Приемы, способы, методология формирования психологической готовности к профессиональной деятельности 44 Глава 2. Исследование психолого –педагогических условий формирования психологической готовности к профессиональной деятельности на примере студентов педагогов-психологов 66 2.1. Методологическое обоснование экспериментальной части исследования 66 2.2. Анализ результатов формирующего и констатирующего эксперимента 69 Заключение 75 Список литературы 78

1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2009. № 2
2. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. - 2006. - №.2. - С.116 - 126.
3. Вербицкая Г.П. Основные параметры наполнения образовательной среды стимулами для развития личности будущего специалиста // Библиотека вуза как информационное поле культурной коммуникации: материалы научно-практической конференции.-Воронеж: ГОУВПО, Воронежский государственный технический университет, 2006
4. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. – Пермь, 1979
5. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. – 1975. - № 1
6. Григорович, С.С. Образ идеального профессионала у студентов-психологов / С.С. Григорович // Психология XXI века: методологические основы работы психолога. XII международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов, СПбГУ, 2009
7. Дельгас И.А. Сущность готовностного подхода в процессе формирования профессиональной мотивации И.А.Дельгас // Готовностный подход в подготовке современного специалиста: опыт, проблемы, перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции( Чайковский, 15 декабря 2006 г.).-Чайковский: Изд-во ПГПУ, 2006
8. Деркач А.А. Акмеология: учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2004
9. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 08.12.2010) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)// Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 150
10. Ильязова, М.Д. Формирование инвариантов профессиональной готовности в ситуационных контекстах / М.Д. Ильязова // «Совершенствование качества профессионального образования в университете»: материалы Всерос. научн.-методич. конф. 2009 г., Братск. – Братск: Изд-во Братского гос. ун-та, 2009
11. Кислицкая Л.А. Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.
12. Климов Е.А. Профориентация и психология // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1985 № 1. С. 3-6.
13. Климов Е.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в труде, учении, спорте — важнейшая задача программированного обучения // Первая Казанская городская конференция по программированному обучению. Тезисы. — Казань, 2006. (0,1 п.л.).
14. Климов Е.А., Основы психологии. Учебник для вузов по непсихологическим специальностям. — М.: ЮНИТИ, 2007. —295 с.
15. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологческие исследования, 2003, №1
16. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: 1996
17. Ковкина, И.В. Образ будущей профессиональной деятельности как психолого-педагогическая категория / И.В. Ковкина // Наука и молодежь: Сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2007
18. Кондратьева Т.А. Роль довузовской подготовки в системе социально-педаго¬гической поддержки учащихся / Т.А. Кондратьева // Вестник социальной работы: международный научно-методический журнал. Выпуск №7 / Под. ред. Ю.А. Клейберга. – Ульяновск: УлГУ, 2006
19. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2002.
20. Крутецкий В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. – В кн. Формирование социально активной личности учителя. – М., 1983
21. Крутецкий В.Н. Психология. – М., 1980
22. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967
23. Лежнина, Л.В. Технология кейсов в подготовке психологов образования: отечественные традиции и западные инновации / Л.В. Лежнина // Психолог образова-ния: опыт работы и проблемы подготовки: материалы международной научно-практической конференции 27-28 июня 2007 г. / под ред. Л.М. Дубового, В.В. Конс-тантинова. Том. 1. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007
24. Макарова И.В. Психология. – М.: ЮРАЙТ, 2004
25. Макшанов С. И. , Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СпБ, 2003
26. Мельниченко О.Г. Соотношение между структурно-вариационными характеристиками уровня притязаний и интеллекта в зависимости от свойств личности : Автореф. дис. …канд.псих.наук.-Ленинград., Гос.университет им. Жданова, 2006
27. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М., 2000.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1999
29. Олпорт Г.В. Личность в психологии. - СПб., 1998.
30. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП): модифицированная методика Дж. Холланда //Электронный режим доступа http://www.azps.ru/tests/h1.htm
31. Платонов К.К. О системе психологии. – М., 1972
32. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986
33. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987
34. Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ :Транзиткнига, 2006.
35. Психологический словарь //Электронный режим доступа http://psy.webzone.ru/abc/abc1.htm
36. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. - СПб., 2005
37. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов. - СПб., 2004
38. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., 2006.
39. Ромицына Е.Г. Практическая психология в системе образования: рабочая тетрадь дидактических материалов /Ф.Н. Апиш /Е.Г. Ромицына. - Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2007
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999
41. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976
42. Стенина Н.С. Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся на основе межпредметных связей // Образование через науку. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, 2005 г.- М.:МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005
43. Стенькова В.И. К вопросу о роли педагогической практики в развитии профессионально-педагогического самосознания студентов – психологов// Материалы круглого стола посвященному 10-летию БГУ и 5 – летию СПФ (17 октября 2005). Улан-Удэ, 2004
44. Суслова, О.И. Критерии сформированности мотивационного компонента профессионального становления будущих педагогов-психологов / О.И. Суслова // Реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы. – Саратов: Научная книга, 2006
45. Хасанова, Г.Г. Условия эффективной подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся общеобразовательной школы / Г.Г. Хасанова // Южно-Уральский педагогический журнал. – 2009. - № 2
46. Чеботарева, С. В. Структурно-функциональная модель развития профессиональной готовности студентов психологов / С. В. Чеботарева // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Д. Ф. Ильясов. - М. ; Челябинск, 2009. - Ч. 1
47. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. - М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005
48. Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога// Хрестоматия по педагогике: уч. пособие для уч-ся пед. ун-в, инст-в и колледжей. В 2 ч. Ч. I. 2 изд., дополненное и переработанное. Сост. Морозова О.П.-Б.: БГПУ, 1999
49. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. – В кн.: Психология труда и личности учителя. Вып. 1. - Л., 1976
50. Яковлев П.А. Современные теории личности. – М.: Олма-пресс, 2009

Список дипломных работ по предмету психология