(Нет отзывов)
111 страниц
2019-06-03

Педагогические условия воспитания у ребенка старшего дошкольного возраста уважения к семье

В наличии
3840 ₽

Введение Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. (23) Т.А. Куликова подчеркивает, что для ребенка семья является источником и опосредующим звеном передачи социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. (23) Е.К. Ривина указывает на то, что в настоящее время семья переживает не лучшие времена. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Это происходит в силу трудовой занятости родителей, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, исчезновения семейных традиций, разрушения преемственности и эмоционально-родственных связей между поколениями. (35) Таким образом, по словам Е.К. Ривиной, современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако практика показывает, что у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. Более того, сегодня многие исследователи отмечают, что у детей зачастую преобладает потребительское отношение к родителям. Поэтому необходимо создать педагогические условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь и уважение выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Малыш должен научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о близких, с детства быть внимательным к своей семье, замечать ее состояние, сострадать, словом и делом помогать. (35) Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви и уважения к родному дому и своей семье. (35)

Введение 3 Глава 1.Теоретические основы формирования уважения к семье у детей дошкольного возраста 7 1.1.Сущность понятия уважение к семье 7 1.2.Содержание и методы воспитания у детей дошкольного возраста уважения к семье 19 1.3.Реализация подходов к воспитанию у детей дошкольного возраста уважения к семье 36 Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей воспитания уважения к семье у детей дошкольного возраста 46 2.1.Изучение особенностей воспитания у детей дошкольного возраста уважения к семье в условиях семьи и детского сада 46 2.2.Методические рекомендации по воспитанию у детей дошкольного возраста уважения к семье 80 Заключение 88 Список литературы 91 Приложения 97

1. Акентьева Т. «Качественное время» семьи//Дошкольное воспитание.-2009. – № 5. – С.106-108. 2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с. 3. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и про¬цессов): Учебн. пособие для вузов. – М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. – 360 с. 4. Антонов А.И., Социология семьи /Антонов А.И., Медков В.М. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 304 с. 5. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома//Дошкольное воспитание.-2006. – № 10. – С.75-81. 6. Бакиева Д.Д. Воспитание уважения к страшим у детей 6-7 лет в условиях семьи и детского сада: Автореф. Дис. канд. пед. наук/НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. – М., 1976. – 24 с. 7. Белова М.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения – Ишим: Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, 2008.-67с. 8. Белоногова Г., Педагогические знания – родителям /Белоногова Г., Хитрова Л. //Дошкольное воспитание.-2003. – № 6. – С.82-94. 9. Богданова И.В. О возрождении традиций семейного воспитания // Начальная школа плюс до и после.– 2009.- №3. – С. 18-20. 10. Бурмистрова Л. Праздники в нашей жизни: Возрождение традиций семейных праздников // Народное образование. – 1991. - №8. – С. – 39-44. 11. Воспитание дошкольника в семье: вопросы теории и методики/Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1979. – 192 с. 12. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада/Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с. 13. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада/Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил. 14. Григорьева Н. Растить гражданина//Дошкольное воспитание.-2009. – № 3. – с.107-109. 15. Демидова Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: Автореф. Дис. канд. пед. наук. – М., 2003. – 26 с. 16. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание.-2007. – № 10. – С.34-41. 17. Дорохина Н.А. Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста: Автореф. Дис. канд. пед. наук. – М., 2009. – 16 с. 18. Дошкольная педагогика: Методика и организация ком. воспитания в дет. саду. Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)»/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с. 19. Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.: ил. 20. Евдокимова Е., Семейный театр в детском саду /Евдокимова Е., Додокина Н. //Дошкольное воспитание.-2007. – № 4. – С.102-108. 21. Зверева О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип /Зверева О.Л., Ганичева А.Н.. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с. 22. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/М.Ф.Шабаева, В.А.Ротенберг, И.В.Чувашев и др.; Под ред. Л.Н.Литвина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 352 с. 23. Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии / Н. А. Каратаева. – Шадринск: Издат. Шадринский гос. пед. институт, 2007. – 118 с. 24. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1999. – 23 с. 25. Козлова С. Воспитание положительного отношения к взрослым//Дошкольное воспитание.1990. – № 8. – с.66-69. 26. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с. 27. Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд.педаг. наук.– М.,2008.–25 с. 28. Куликова В.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания // Образование. – 2004.- №6. – С. 27-35. 29. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2- изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с. 30. Куцакова Л. Когда семья – коллектив//Дошкольное воспитание.-1990. – № 7. – с.59-62. 31. Лучникова Н., Терпение, любовь и забота/ Лучникова Н., Чеботарева И. //Дошкольное воспитание.-1997. – № 1. – С.47-50. 32. Материалы. IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчествав XXI веке» Том второй. Общественные науки. г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.- 405 с. 33. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с. 34. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 114 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). 35. Муталиева Д.Р. Влияние взаимоотношений старшего и среднего поколений в семье на воспитание у дошкольников гуманного отношения к людям: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1993. – 23 с. 36. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1989. – 750 с. 37. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144с. 38. Пасечник Л. Семья и проблемы воспитания//Дошкольное воспитание.-2010. – № 1. – С.8-19. 39. Пастухова И. Семейный клуб в детском саду//Дошкольное воспитание.-2006. – № 5. – С.31-33. 40. Пушкарева Н. «Учения здесь краткого внемлите…»//Дошкольное воспитание.-1997. – № 11. – С.74-81. 41. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. – МН.: «Современное слово», 2005. – 720 с. 42. Рахманова М. Святая ноша родителей//Дошкольное воспитание.-1991. – № 1. – С.2-4. 43. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи//Дошкольное воспитание.-2007. – № 12. – С.37-53. 44. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл. 45. Родословная/Занимательная семейная генеалогия//Интернет ресурс: http://www.nnmama.ru/content/family/genealogy/ 46. Рязанова Е. Родовое древо//Дошкольное воспитание.-2005. – № 3. – С.127-128. 47. Семакина С. «Просто так»//Дошкольное воспитание.-2007. – № 4. – С.109-110. 48. Сережникова Р.К. «Домашний театр» как средство гуманизации воспитательного процесса в нуклеарной однодетной семье: Автореф. дис… канд. пед. наук/Иссл. центр семьи и детства РАО. – М., 1995. – 18 с. 49. Смолярчук И. Любим друг друга, но не всегда понимаем//Дошкольное воспитание.-2009. – № 5. – С.101-105. 50. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Т. И. Ерофеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с. 51. Тимофеева О.С. Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Оренбург, 2005. – 22с. 52. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 154 с. 53. Хомякова И.С. Воспитание заботливого отношения к окружающим у шестилетних детей в семье и детском саду: Автореф. Дис. канд. пед. наук. – М., 1991. – 18 с.

Список дипломных работ по предмету педагогика