(Нет отзывов)
46 страниц
2019-08-09

Использование изотерапии в развитии художественно-творческих способностей старших дошкольников

В наличии
6000 ₽

Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается уже в дошкольном возрасте. Одним из эффективных способов формирования и развития художественно-творческих способностей дошкольников является арттерапия. Теоретические основы арттерапии – лечения с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением (Наумбург) [6]. Вторая половина XX века характеризуется созданием первых профессиональных объединений арт-терапевтов. Широкое применение арттерапия получила в образовательных учреждениях США и Великобритании. Еще до оформления арттерапии в самостоятельное психотерапевтическое направление некоторые художественные педагоги в США, такие как В. Ловенфельд и Ф. Кейн выступали инициаторами новых подходов к художественному образованию, стремясь при этом соединить терапевтические и образовательные элементы. В 1980 - 1990-е гг. характерным для арт-терапевтической практики является повышение ее роли в образовании, в частности, в специализированных школах. Рассмотрение искусства как фактора психического развития детей, обоснование использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента дается в работах X. Рид (1943), Е. Крамер (1958, 1971) [20]. Что касается отечественного опыта применения арттерапии в педагогики, то он отражен в работах М. Ю. Алексеевой, Е. Р. Кузьминой, Л. Д. Лебедевой, А. В. Гришиной, Л. А. Аметовой, Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой, Т. А. Добровольской. Е. И. Бурно, Г. В. Бурковского, Р. Б. Хайкина, О. А. Карабановой [21]. К тому же, в психолого - педагогической литературе имеется ряд исследований, раскрывающих возможности использования арттерапии в образовании в качестве эффективного развивающего средства (М.В. Киселева, А. И. Копытин, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская, Л.Д. Лебедева, А.В.Сизова). Одно из направлений арттерапии – изотерапия, нашла широкое применение в дошкольной педагогике. Изотерапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы педагогов в дошкольных учреждениях.

Введение...3 ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы развития художественно - творческих способностей дошкольников 1.1 Развитие художественно – творческих способностей как психолого - педагогическая проблема...7 1.2 Особенности изотерапии и ее использование в работе с детьми дошкольного возраста...14 ГЛАВА 2 Опытно – экспериментальная работа по использованию изотерапии в развитии художественно – творческих способностей старших дошкольников 2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития художественно – творческих способностей у старших дошкольников...22 2.2 Формирующий эксперимент по развитию художественно – творческих способностей у старших дошкольников с помощью изотерапии...26 2.3 Результаты экспериментальной работы (контрольный эксперимент)...31 2.4 Рекомендации для воспитателей...35 Заключение...39 Список использованных источнико...41 Приложения...44

1. Аллан, Д. Ландшафт детской души [Текст] / Джон Аллан. - СПб – Минск, 2006. – 276 с. 2. Алексеева, М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя: учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка [Текст] / М. Ю. Алексеева. - М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с. 3. Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие [Текст] / М.С. Вальдес Одриосола. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 63с. 4. Вегнер, А. Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированное пособие [Текст] / А. Л. Вегнер – М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 159 с. 5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: книга для учителя / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. 6. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. – СПб.: Речь, 2009. – 197 с. 7. Иванова, О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка [Текст] / О. Л. Иванова, И. И. Васильева. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. – 92 с. 8. Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Б. Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 2000. – 165 с. 9. Киселева, М. В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с. 10. Кожохина, С. В. Растем и развиваемся с помощью искусства [Текст] / С. В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. - 216 с. 11. Кокоренко, В. Л. Арттехнологии в подготовке специалистов помогающих профессий [Текст] / В. Л. Кокоренко. – СПб.: Речь, 2005. - с.101 12. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2011. – 156 с. Всего 29 источников.

Список дипломных работ по предмету педагогика