(Нет отзывов)
66 страниц
2019-05-21

Развитие чувства комического при изучении произведений В. Драгунского в начальной школе

В наличии
6000 ₽

Федеральный государственный образовательный стандарт одним из базовых предметов в начальной школе называет «Литературное чтение». Тенденция к литературной направленности при обучении чтению проявляется в последние два десятилетия (Примерные программы по учебным предметам, 2010) и предполагает воспитание в школьнике не только потребности в чтении, но и развитие грамотно проводить анализ художественного текста, что позволит ученику овладевать основами читательской деятельности. При этом, как полагают составители программ, важно, чтобы учащиеся были знакомы со средствами художественной выразительности и могли оценить их применение для того, что бы понять замысел автора и увидеть красоту слова. Вместе с тем современные исследования, в частности, проведенные учёными русской ассоциации чтения, показывают утрату интереса к чтению у детей и молодёжи Проблема уже получила название детское «нечтение». Проблема обучения чтению в настоящее время вышла за пределы школьной программы. Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного – главные факторы, определяющие успешность развития личности в целом. Именно благодаря чтению правильному, осознанному достигаются цели, поставленные перед начальным образованием. Одним из авторов, к которым на наш взгляд следует обращаться, является Виктор Юзефович Драгунский – мастер слова, написавший рассказы для детей и подростков. Эти произведения имеют несомненное воспитательное значение, поскольку ненавязчиво, нередко через комические ситуации, учат подрастающего читателя видеть хорошее и смеяться над недостатками. Поэтому мы считаем актуальной темой нашей выпускной квалификационной работы «Развитие чувства комического у младших школьников при изучении произведений Виктора Юзефовича Драгунского». Гипотеза: если изучение младшими школьниками рассказов Виктора Драгунского организовать на основе осмысления авторских приемов смешной истории и речевой комической ситуации, то это будет способствовать пониманию комического в творчестве писателя Виктора Драгунского. Методика начального литературного образования настолько молода, что процесс приобретения ею самостоятельного статуса в кругу методических дисциплин еще не завершен. В течение многих лет методика чтения являлась составной частью методики изучения родного языка, а чтение как школьный предмет – частью курса «Русский язык», поэтому естественно, что и в науке, и в школьной практике преобладают задачи языкового образования, речевого развития, формирования навыка чтения и общеучебных умений. Методика преподавания литературы в средней школе развивалась как самостоятельная наука, и точки пересечения с начальным этапом образования были крайне редки. Во второй половине ХХ в. в методике все чаще стала звучать мысль о необходимости эстетического подхода к изучению художественного произведения в начальной школе, о приобщении младших школьников к литературе как искусству. Исследования психологии восприятия литературы младшими школьниками показали, что потенциальные возможности детей значительно превышают востребованный обучением уровень. Стали появляться экспериментальные методические исследования, предлагающие принципиально новый подход к введению младших школьников в мир литературы. В лаборатории Л.В. Занкова были созданы учебники З.И. Романовской «Живое слово», направленные на общее развитие учеников на уроках чтения. Н.Н. Светловской была разработана теория развития читательской самостоятельности школьников. В публикациях Т.Г. Рамзаевой, Е.А. Адамович, М.С. Васильевой, В.Г. Горецкого, М.И. Омороковой и других учёных говорилось о необходимости анализа произведения в единстве формы и содержания. В ряде диссертационных исследований предлагались творческие виды работы с текстом (Л.А. Горбушина, О.В. Кубасова, Л.Н. Мали, Л.В. Нефедова и др.); разрабатывалась методика литературного развития ребенка (Качурин, Воюшина, Чмель, 2010).

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4 Глава 1 Теоретические основы изучения творчества В.Ю Драгунского в начальной школе ……………………………………………...…………….. 6 1.1 Методические подходы к изучению художественной литературы в начальной школе ………………………………………………………....... 6 1.2 Авторские приемы создания комического в творчестве Виктора Юзефовича Драгунского ………………………………………………….. 12 1.3 Направление и цели изучения рассказов Виктора Драгунского в начальной школе.………................................................................................... 21 Выводы по первой главе ……………………………………………………... 26 Глава 2 Организация изучения младшими школьниками комического в творчестве Виктора Драгунского ……………………………………........ 27 2.1 Характеристика экспериментальной работы ……………………….... 27 2.2 Из опыта формирования у младших школьников чувства комического при изучении произведений В.Драгунского....……………………………… 32 2.3 Результативность опытно – экспериментальной работы по изучению комического в творчестве В.Драгунского………………………………… 42 Выводы по второй главе ....…………………………………………………... 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………….……………………………………........ 49 ЛИТЕРАТУРА …………………….……………………………...…………... 51 ПРИЛОЖЕНИЕ А Работы учеников 4 «А»(экспериментального) класса на начальном диагностирующем этапе …....................................................... 54 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Работы учеников 4 «Б»(контрольного) класса на начальном диагностирующем этапе........................................................... 55 ПРИЛОЖЕНИЕ В Работы учеников 4 «А»(экспериментального) класса на завершающем этапе диагностики……………………………………….. 56 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Работы учеников 4 «Б»(контрольного) класса на завершающем этапе диагностики…………………………………………… 57 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Фрагмент урока «Жизнь и особенности творчества В.Ю. Драгунского»…………………………..…………………………....... 58 ПРИЛОЖЕНИЕ Е Работы детей «Веселый рассказ»……………………….. 59 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Конспект внеурочного чтения на тему В.Ю. Драгунский «Что я люблю»………………………………………………………………… 60 ПРИЛОЖЕНИЕ И Знакомство с В.Ю. Драгунским (анкеты учеников 4 «А» класса)……………………………………………………………....................... 61  

ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова В.И. Драгунский Виктор Юзефович // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – Т. 2: Гаврилюк – Зюльфигар Ширвани / Гл. ред. А. А. Сурков.– М.: Сов. энцикл., 1964. 2. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО Изд-во АСТ», 2003. – С. 569. 3. Головин В.В. Библиотека абсолютных чувств: почему произведения Виктора Драгунского – детская классика? // Библиотека в школе – 2013. – № 7/8. – С. 7-9. 4. Гюббенет И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста. – М.: МГУ, 1990. 5. Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка Изд. «Цитадель». Москва, 1998. –C. 4249. 6. Драгунская А. О Викторе Драгунском // Начальная школа. – 2000. – № 7. – С. 136. 7. Драгунский В. Ю. Он живой и светится. – М.: Детский мир, 1961. – C. 52. 8. Драгунский В.Ю. Абрузный переулок. Проф – Пресс// Читаем детям – 2011. 9. Драгунский В.Ю. Все Денискины рассказы в одной книге // Планета детства, АСТ, Астрель – 2010. 10. Драгунский В.Ю. Где это видано, где это слыхано... Денискины рассказы – Эксмо // Лучшие стихи и сказки малышам. – 2012. 11. Драгунский В.Ю. Главные реки. Самовар. // Школьная библиотека – 2009. 12. Драгунский В.Ю. Двадцать лет под кроватью. Самовар. // Школьная библиотека – 2009. 13. Драгунский В.Ю. 14. Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. Азбука – Аттикус // Веселая компания – 2011. 15. Драгунский В.Ю. Что я люблю. Рассказы для детей. // Ариэль.2012. – С. 89. 16. Драгунский В.Ю. Ровно 25 кило АСТ. // Вся детская классика – 2014. 17. Драгунский В.Ю. Веселые рассказы. // АСТ. 2014. 18. Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. // Росмэн. 1998. — С. 117. 19. Драгунский В.Ю. На садовой большое движение. Рассказы. М.: «Дет. Лит.» 1971. 20. Драгунский В.Ю. Сегодня и ежедневно: Повести и рассказы. – М.: Современник, 1977. 21. Драгунский Д. Я вырос в любви: беседа с журналистом, писателем // Работница. – 2012. – № 11. – С. 10 – 13. 22. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. — М.: Флинта, 2007. — С. 9. 23. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М.: 1982. 24. Зубкова М. Денискин папа // Читаем вместе. – 2013. – № 11. – С. 32. 25. Зурабова Е.Е. Друг детства. К 95 – летию со дня рождения В. Ю. Драгунского // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 76 - 85. 26. Лисова И.А. Не просто смотреть, но видеть // Библиотека в школе – 2013. – № 7/8 . – С. 13 – 15. 27. Макаров Е. Обретение чуда: методические советы для проведения библиотечных занятий по творчеству В. Ю. Драгунского // Библиотека в школе. – 2013. – № 7/8 – С. 39-41. 28. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева]; под ред. М. П. Воюшиной. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – С. 288. 29. Михайлова О.О. Формы выражения авторской адресации в рассказах В.Ю. Драгунского для детей: диссертация кандидата филологических наук. М.: 2013. – С. 200. 30. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. «Советская энциклопедия» М.: 1964.– С. 900. 31. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. 2-4 классы. М.: 2013. – С. 48. 32. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2. Ч. 1– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С. 317 (Стандарты второго поколения). 33. Рабочая программа «Литературное чтение» 1-4 класс Изд.–М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). 34. Рудишина Т. Восстановим историческую справедливость…// Библиотека в школе – 2013. – № 7/8. – С. 58. 35. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. 36. Сборник программ «Школа 2100», Изд.– М.: «Баласс» 2011. 37. Сивоконь С.И. Будьте счастливы дети: Виктор Драгунский и его «Денискины рассказы» // Библиотека в школе – 2013. – № 7/8 – С. 27 - 29. 38. Сивоконь С.И. Прикосновение к детству. //Семья и школа. ––1990. – № 8. – С. 54-56. 39. Сивоконь, С.И. Дениска Кораблев и его литературный папа. Рассказы В. Драгунского для детей. Семья и школа, – 1969 – № 2 – С. 41-43. 40. Тихомирова И.И. Как нестандартно работать по новым стандарта // Школьная библиотека. – 2012. – №2/3. – С. 104 – 108. 41. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения: Вопросы типологии / В.И. Тюпа. – Красноярск: Изд-во КГУ, 1987. – С. 22. 42. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка, Д.Н. Ушаков – М.: «Аделант» – 2013 – С. 800. 43. Шеваров Д.Г. Веселый папа Виктор Драгунский // Библиотека в школе – 2013. – № 7/8 – С. 16 - 17.  

Список дипломных работ по предмету педагогика