Закрыть
Закрыть
  • Реферат
  • Курсовая
  • Дипломная
  • Контрольная
  • Отчет
  • Доклад
  • Учебник
  • Шпаргалка
  • Эссе
  • Монография

Написание работы на заказ

* * *
*
Укажите дату
*
Еще один
* Укажите Ваш email
+ * Укажите номер телефона

Оформление заявки бесплатно и ни к чему Вас не обязывает

Курсовая:
Тема:

Абсолютная монополия рынка

Предмет:

Микроэкономика

Страниц: 27
Автор: Павел
Цена:
1640  руб.
Введение



Монопо¬лию до¬во¬ль¬но час¬то рас¬сма¬три¬ва¬ют как но¬вое эко¬но¬ми¬че-ское яв¬ле¬ние. Од¬но¬вре¬мен¬но ее обыч¬но оце¬ни¬ва¬ют в ка¬че¬стве ¬чего-то ужас-ного, про¬ти¬во¬ес¬те¬ствен¬ного. Но история монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Монополии  древ¬няя фор¬ма ма¬те¬ри¬аль-ных от¬но¬ше¬ний. В Древ¬ней Гре¬ции ца¬ри об¬ла¬да¬ли мо¬но¬по¬ли¬ей на не¬ко¬то-рые про¬мыс¬лы, ре¬мес¬ла, тог¬да мо¬но¬по¬лия бы¬ла эпи¬зо¬ди¬че¬ским, слу¬чай-ным, вре¬мен¬ным яв¬ле¬ни¬ем. Мо¬но¬по¬ль¬ные пра¬ва мо¬нар¬хов на от¬де¬ль¬ные про¬мыс¬лы и тор¬го¬влю опре¬де¬лен¬ны¬ми то¬ва¬ра¬ми на¬зы¬ва¬ли ре¬га¬лией. Прак¬ти¬ка мо¬но¬по¬лий бы¬ла осо¬зна¬на на¬укой с древ¬но¬сти. Ее ана¬ли¬зи¬ро¬вал Арис¬то¬тель: «Но и во¬об¬ще, как мы ска¬за¬ли, вы¬год¬но в смыс¬ле на¬жи¬ва¬ния со¬сто¬яния, ес¬ли кто су¬ме¬ет за¬хва¬тить ка¬кую-ли¬бо мо¬но¬по¬лию». По¬сле¬ду-ющие мыс¬ли¬те¬ли так¬же об¬ра¬ща¬ли вни¬ма¬ние на этот тип ма¬те¬ри¬аль¬ных от-но¬ше¬ний, например, пе¬да¬гог Я. Ка¬менс¬кий. Эко¬но¬ми¬сты бо¬лее со¬де¬ржа¬те-ль¬но рас¬сма¬три¬ва¬ли ее. О ней пи¬са¬ли мно¬гие, что под¬твер¬жда¬ло воз¬рас¬та-ющее зна¬че¬ние мо¬но¬по¬лий в эко¬но¬ми¬че¬ской жиз¬ни. Осо¬бен¬но это за¬мет¬но в сред¬ние ве¬ка. Ф. Бэ¬кон пи¬сал о раз¬да¬че раз¬лич¬ных мо¬но¬по¬лий в Ан¬глии ХVII ве¬ка. В. Пе¬тти также уде¬лил мно¬го вни¬ма¬ния мо¬но¬по¬лии. Он рассматривал, пре¬жде всего, тор¬го¬вую мо¬но¬по¬лию с точ¬ки зре¬ния на-ло¬го¬об¬ло¬же¬ния. В то же вре¬мя он от¬ме¬чал и мо¬но¬по¬лию изоб¬ре¬та¬те¬лей, конс¬та¬ти¬руя од¬но¬вре¬мен¬но тот пе¬ча¬ль¬ный до на¬сто¬яще¬го вре¬ме¬ни факт: «сле¬ду¬ет, меж¬ду прочим, от¬ме¬тить, что не мно¬гие ли¬ца, от¬крыв¬шие что-ни-будь но¬вое, бы¬ли ког¬да-ли¬бо воз¬на¬граж¬де¬ны мо¬но¬по¬ли¬ей ...». Лю¬бо¬пыт¬но его за¬ме¬ча¬ние по это¬му во¬про¬су: пре¬тен¬зии изоб¬ре¬та¬те¬лей гиб¬нут, обыч¬но, вмес¬те с ни¬ми.

Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 года. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений кризисов и монополий указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в экономической литературе того времени получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Первые монополии возникли в России в начале 80 х годов 19 го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (Союз рельсовых фабрикантов в 1882 м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.). Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков.

Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый гоударственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

Объект курсовой работы монополии, предмет причины и последствия монополизации рынков.

Цель курсовой работы изучить понятие монополии и причины монополизации рынков.

Следовательно, задачи работы

изучить понятие монополии, виды и причины ее возникновения

изучить механизм достижения монопольного положения на рынке

исследовать последствия существования монополий

рассмотреть антимонопольную политику.

















































Глава 1. Теоретические аспекты модели монополии



Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке. Аристотель, закладывая основы экономических воззрений, отнес монополию к одной из практических форм «искусства наживать состояние»

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П.Самуэльсон), «ценоискатель» (П.Хейне). Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца. Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один
Содержание





Введение 3


Глава 1. Теоретические аспекты модели монополии. 6


Глава 2. Механизмы достижения монопольного положения на рынке. 13


Глава 3. Последствия существования монополий и антимонопольная политика. 20


Заключение 27


Список используемой литературы. 28
Список используемой литературы





1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 г., с историко-правовым комментарием. - М.: Юридическая литература, 2007.

2. Федеральный Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. // Российская газета. - 2006 г, 27 июля.

3. Постановление Правительства РФ «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» от 13 октября 1995 г. № 997 // Российская газета. 1995, 18 окт.

4. Постановление Правительства РФ «Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» от 12 июля 1999 г. №793 // СЗ РФ. - 1999. - №29. - Ст. 3756.

5. Авдокушин Е.Ф. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М.: Флинта, 2000.

6. Бабинцева Н.С. Мировая экономика. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Санкт Петербургского государственного университета, 2003. 392 с.

7. Белянов В.А. Микроэкономика (Основы современной теории рынка и фирмы) М.: Юристъ, 2002. 306 с.

8. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

9. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. микроэкономика: В 2- х т. ( Общая редакция В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1999. -503 с.

10. Конотопов М.В. Экономическая история: Учебник. М.: Дашков и К, 2006. 491 с.

11. Кузнецов Ю. Монополия и конкурентная политика // Вопросы экономики. 2006. - № 5. С. 136 - 141

12. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник. 2- изд., испр./ под. Ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2005. 672 с.

13. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4 е изд./ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. 592 с.

14. Пармененков К.Н. Позитивные стороны процесса монополизации экономики: зарубежный опыт // Промышленная политика в РФ. 2007. - № 9. С. 7-11

15. Сафрончук М.В. Микроэкономика: учебное пособие /М.В. Сафрончук. М.: КНОРУС, 2007. 256 с.

16. Самуэльсон, Пол Э., Норхаус, Вильям Д. Микроэкономика, 18 е изд.: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2008. 752 с.

17. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Ю.В. Тарануха; под общ. ред. Проф. А.В. Сидоровича. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. 640 с. (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).

18. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник/ Ю.В.Тарануха, Д.Н. Земляков. М.: КНОРУС, 2008.- 320 с.

19. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. М.:ИНФРА М, 2005. 685 с. (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

20. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА М, 2000. 696 с. (Серия «Университетский учебник)

21. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. проф. В.И. Голубовича. Мн.: Интерпресссервис; Экоперспектива, 2002. 592 с.
Курсовая защищена на отлично.
99612

Тема работы
Стоимость
Страниц
Тип
ВУЗ, город
Заказать
1640 руб.
25
Курсовая
Москва
Заказать
1640 руб.
24
Курсовая
Москва
Заказать
1640 руб.
22
Курсовая
Москва
Заказать
1640 руб.
25
Курсовая
Москва
Заказать
На нашей странице вы можете купить работу "Абсолютная монополия рынка". Все наши работы проверены и получили оценки не ниже отлично.