(Нет отзывов)
22 страниц
2019-08-29

Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла Царь Эдип

В наличии
1640 ₽

ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Аристотель в своей «Поэтике» дал определение трагедии как подражанию действию важному и законченному, в котором путем узнавания происходит переход делаемого в свою противоположность, что меняет жизнь героя от лучшего к худшему и приводит его к гибели. В мировоззрении древнего грека каким-то образом уживались два противоречивых понятия — судьба и борьба. С одной стороны вера грека в фатум была безусловной — то, что предначертано обязательно произойдет. Человек бесконечно слаб перед богами. В воле богов причинять страдания или помогать человеку, но даже они не смогут изменить твоей судьбы. Всё предрешено! Трагический герой рождается тогда, когда человек даже зная свою ужасную участь, решает дерзнуть вопреки фатуму, бросить вызов богам или попытаться спасти того, кому суждено умереть. Герой гибнет. И часто судьба сбывается именно с момента вызова, там, где герой решает изменить свою судьбу. Герой трагедии гибнет, но в своём гибельном дерзновении он торжествует победу над богами, силами природы, над миром. Трагический герой тем и отличается от, скажем, образа человека в западной, христианской культуре, что последний смиренно принимает удары судьбы, а герой античной трагедии идет им на встречу, бросает им вызов, противостоит им! «”Царь Эдип” – так называемая трагедия рока; ее трагическое действие покоится на противоречии между всеобъемлющей волей богов и тщетным сопротивлением людей, которым грозит страшное бедствие; подчинение воле богов, бегство и сознание собственного бессилия – вот в чем должен убедиться потрясенный зритель трагедии. Современные писатели старались достичь той же цели, изображая в своих поэтических творениях указанное противоречие, но развивая его на собственной канве. Зритель, однако, оставался холодным и безучастно смотрел, как, несмотря на все свое сопротивление, невинные люди должны были подчиниться осуществлению тяготевшего над ними проклятия; позднейшие трагедии рока не имели почти никакого успеха.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3 Глава 1. СТОЛКНОВЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И РОКА В ТРАГЕДИИ СОФОКЛА «ЦАРЬ ЭДИП»………………………………... 5 1.1 «Эдип-царь» как первый в мировой литературе образец детективного расследования………………………………….. 5 1.2 Противоборство аполлоновского и дионисийного начал в мире греческой трагедии……………………………………. 6 1.3 Эдип: «две души в одном теле», или что сделало фивийского царя трагическим героем…………………………………………….. 7 Глава 2. СООТНОШЕНИЕ СУДЬБЫ-СЛУЧАЯ И ВОЛИ ГЕРОЯ В ГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЕ СОФОКЛА «ЦАРЬ ЭДИП»…...... 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 21 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...... 23

1. Бачинин В. А."Царь Эдип" - мифопоэтическое введение в философию права и преступления // Правоведение. 2000. № 3. 2. Боннар А. Софокл и Эдип - ответ року // Греческая цивилизация. СПб., 2008. 3. Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990. 4. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987. 5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 4. [Р—Я]. М., 2000. 6. Зелинский Ф. Ф. Трагедия рока // Софокл. Драмы. М., 2005. Т. 2. 7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963. 8. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1994. Кн. 2. 9. Радциг С. И. Миф и действительность в греческой трагедии // ФН. 1962. №2. 10. Синицын А. А. Место Tuch в трагедии Софокла «Царь Эдип» (к проблеме соотношения судьбы-случая и воли героя в греческой драме) // АМА. Вып. 10. Саратов, 1999. 11. Софокл. Трагедии. М.,1988. 12. Тахо-Годи А. А. Мифы народов мира: В 2 т. М., 1992. 13. Топуридзе Е.И. Человек в античной трагедии. М., 1984. 14. Фрейд З. Толкование сновидений. М., 2007. 15. Ярхо В. Н. Ф. Ф. Зелинский - переводчик Софокла // Софокл. Драмы. М., 1990.

Список курсовых работ по предмету литература зарубежная