(Нет отзывов)
24 страниц
2019-07-02

Референдум субъекта РФ

В наличии
1640 ₽

Введение

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена ее научно-теоретической и практической значимостью. В научно-теоретическом плане изучение проблемы конституционно-правового регулирования референдума субъекта Российской Федерации диктуется тем, что данный правовой институт является сравнительно новым для российского конституционного права, который проходит этап своего становления. В настоящее время накоплен определенный опыт использования референдума в субъектах Российской Федерации, который требует своего научного осмысления.
Исследование института референдума на данном этапе развития нашей страны представляется необходимым, поскольку именно с помощью референдума граждане государства свободно осуществляют народовластие, которое является неотъемлемым признаком демократического правового государства.
Актуальность темы курсового исследования обусловлена ее научно-теоретической и практической значимостью. В научно-теоретическом плане изучение проблемы конституционно-правового регулирования референдума субъекта Российской Федерации диктуется тем, что данный правовой институт является сравнительно новым для российского конституционного права, который проходит этап своего становления. В настоящее время накоплен определенный опыт использования референдума в субъектах Российской Федерации, который требует своего научного осмысления.
Исследование института референдума на данном этапе развития нашей страны представляется необходимым, поскольку именно с помощью референдума граждане государства свободно осуществляют народовластие, которое является неотъемлемым признаком демократического правового государства.
Неравномерность, неоднородность развития законодательства о референдуме на региональном уровне ставит перед современной наукой конституционного права задачу разработки научно обоснованной концепции регионального законодательства о референдумах.
Эти обстоятельства и определяют растущий интерес исследователей к проблемам референдума субъекта Российской Федерации.
Необходимо отметить, недостаточно изученными продолжают оставаться вопросы, связанные с тенденциями развития законодательства субъектов Российской Федерации о референдуме субъекта Российской Федерации. Также, проблема становления и развития института референдума субъектов Российской Федерации нуждается в дальнейшей разработке. В связи с принятием Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регулирующего отношения, связанные с референдумом, это стало еще более актуальным.
Цель настоящей курсовой работы состоит в обобщении и критическом анализе законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, практики применения данного правового института в субъектах Российской Федерации, а также в рассмотрении истории развития правового института референдума в России и за рубежом.
Задачи работы:
- провести исследование понятия, значения и законодательной базы референдума субъекта Российской Федерации;
- изучить принципы проведения референдума субъекта Российской Федерации;
- исследовать порядок проведения референдума субъекта Российской Федерации.

1. Референдум субъекта Российской Федерации: понятие, значение, законодательная база

Референдум как форма выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально важных нормативно-правовых и политических решений, несомненно, является достоянием не одной нации или народа, а всего прогрессивного человечества.
Конституция Российской Федерации определяет, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы .
В России интерес к референдуму возник на рубеже XIXXX вв., когда перед обществом остро встал вопрос о реформировании государственного строя. В частности, вопрос об учреждении института референдума активно обсуждался Особой комиссией по составлению проектов Основных Законов при Временном правительстве России.
Юридическое закрепление институт референдума в нашей стране получил в Конституции СССР 1936 г. (ст. 49, п. «д»), где он отождествлялся со всенародным опросом. Конституция СССР 1977 г. в ст.ст. 5 и 108 определяла институт референдума уже как всенародное голосование . Аналогичные положения содержались и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. Однако в последующем референдумы в СССР не проводились до начала 90-х гг. ХХ в. Отсутствовала и нормативная база для их проведения, несмотря на то, что Планом организации работ по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР, принятым Президиумов Верховного Совета СССР 12 декабря 1977 г. , были прямо предусмотрены разработка и принятие Положения об общесоюзном референдуме.
Новый период в развитии законодательства о референдуме начался с принятием 27 декабря 1990 г. Закона СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», который закрепил порядок организации и проведения общесоюзных референдумов. Единственный референдум, проведенный в СССР 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик , оставил достаточно противоречивые последствия принятое на нем решение не было исполнено.
В Российской Федерации практика проведения референдумов также ограничена, к настоящему времени было проведено 2 общегосударственных референдума, проведенных на основании Закона РСФСР от 16 октября 1990 г. № 241-1 «О референдуме РСФСР» и одно «всенародное голосование», проведенное на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» . После этого практика проведения федеральных референдумов прекратилась, но продолжилось развитие законодательства о референдумах. Были приняты федеральные конституционные законы от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», а также от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
На сегодняшний день законодательство о референдумах в Российской Федерации представляет собой достаточно хорошо развитую подотрасль конституционного законодательства, соответствующее, в основном, международным стандартам в сфере политических прав и свобод человека. Структура данной подотрасли законодательства выглядит следующим образом:
1 уровень федеральное законодательство о еферендуме, которое включает: а) Конституцию Российской Федерации, определяющую конституционные основы института референдума; б) Федеральный закон от 12 июня 2002 г № 67-ФЗ (в ред. от 2 марта 2007 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающий общие положения для всех видов референдумов в России; в) федеральные конституционные законы и федеральные законы, регулирующие отдельные виды референдумов (к примеру, федеральные конституционные законы от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (в ред. от 30 декабря 2006 г., с изм. от 21 марта 2007 г.) «О референдуме Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 31 октября 2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 2 марта 2007 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»); г) федеральные законы, регулирующие отдельные стадии или этапы референдума (Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»); д) федеральные законы, регулирующие правовой статус субъектов, участвующих в референдуме; е) федеральные конституционные законы, устанавливающие запрет на проведение референдумов; ж) подзаконные нормативные правовые акты;
2 уровень законодательство субъектов Российской Федерации, включающее Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие порядок проведения референдумов на территории субъектов Российской Федерации (например, закон Саратовской области от 22 октября 1996 г. «О референдумах в Саратовской области», закон Самарской области от 31 декабря 1996 г. «О референдумах Самарской области»), определяющие особенности проведения в субъектах Российской Федерации отдельных видов референдумов (например, законы Удмуртской республики от 16 января 1998 г. «О местном референдуме и местных консультативных референдумах Удмуртской республики», от 18 декабря 2002 г. «О референдуме удмуртской республики»);

Введение....3
1. Референдум субъекта Российской Федерации: понятие, значение, законодательная база..5
2. Принципы проведения референдума субъекта Российской Федерации. Участники референдума..10
3. Инициатива проведения и назначение референдума субъекта Российской Федерации.12
4. Подготовка референдума субъекта Российской Федерации
а.) Комиссия референдума.16
б.) Информационное обеспечение референдума.18
в.) Финансирование референдума20
Заключение.22
Список литературы24

Список литературы и источников
Источники
1. Конституция общенародного государства. М., 1978
2. Конституция Российской Федерации.- М.:Проспект, 2005
3. Постановление Верховного Совета СССР от 16 января 1991 г. № 1910-1 «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. № 4. Ст. 87.
4. Свод законов СССР. Т. 3. М.,
5. Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 1993. № 42
6. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. М., 2003
Литература
7. Гятов Р.Р. Референдум в Российской Федерации как форма непосредственной демократии //В сборнике научных трудов «Актуальные проблемы формирования институтов гражданского общества и правового демократического социального государства в Российской Федерации». Вып. 1. М.: МГАВТ, РАГС, Изд-во «Альтаир», 2006.
8. Постников А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов // Журнал российского права. 2002. №
9. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург, 2003.
10. Савин С.Ю. Правовое обеспечение отношений в сфере информационной безопасности ГАС «Выборы» // Современное право. - №9. 2006
11. Синцов Г.В. Анализ содержания понятия референдума.//Актуальные проблемы политики и права. № 7. 2004

Список курсовых работ по предмету конституционное право