(Нет отзывов)
15 страниц
2019-08-03

Основные принципы и нормы врачебной этики.

В наличии
549 ₽

ВВЕДЕНИЕ. В 60-х гг. ХХ в. возникает новое междисциплинарное направление – биоэтика. Ее родоначальник В.Р. Поттер определил ее как «мост в будущее», имея в виду, что только формирование нового стиля мышления, в котором приоритетными будут ценности выживания, способно обеспечить человечеству сохранение жизни и возможность будущего. Время потребовало переосмысления парадигмы ценностной нейтральности научного знания, характерной для технократического мышления классической науки вообще, для биологии и медицины, в частности. Возникла потребность в более адекватной модели взаимоотношений «действующих лиц» в области биологии и медицины,основанной на современных гуманистических и демократических ценностях. Ответом на эти требования стало появление биоэтики, а затем и биомедицинской этики, интегрирующих в себе гуманитарное и естественнонаучное знание. В нашем реферате мы рассмотрим такой аспект биоэтики как врачебная этика, а именно психология врача, его поведение с больным и его родственниками. 1.Основные принципы и нормы врачебной этики. Требования практической медицины и биологии, с одной стороны, и социально-гуманистические ожидания общества, с другой, привели к необходимости разработки универсальных этических принципов – фундаментальных понятий врачебной этики, на базе которых вырабатываются конкретные моральные нормы поведения врача, медика–исследователя и их пациентов. Международная общественность и научно-медицинское сообщество ведет постоянную работу в этом направлении. Это этические принципы биомедицинских исследований Нюрнбергского кодекса (1947), Хельсинкской декларации (1964), Международной Конвенции Совета Европы «О правах человека в биомедицине» (1997), Всеобщей Декларации ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека (2005) и др. Хельсинкская декларация включает в число основных такие принципы биоэтики, как принцип автономии личности, информированного согласия и конфиденциальности. В других медицинских кодексах отмечается такжестремление к обеспечению блага пациента, базирующееся на фундаментальных демократических ценностях, таких как солидарность, соучастие, сострадание, идея коммуникалистскихинтересов (Б.Дженнингс). «Классическими» считаются принципы биоэтики, предложенныеТ. Бичампом и Дж. Чилдресом – так называемые «джорджтаунские мантры» (по имени университета в США, в котором работают авторы): уважение автономии личности, справедливость, непричинение зла, ориентация на благо (делай добро). Этические принципы европейской биоэтики и биоправа, разработанные в рамках исследовательского проекта Еврокомиссии, – «принципы Кемпа» (по имени координатора и автора концептуальных идей) – в качестве основополагающих включают в себя автономию личности, человеческое достоинство ,целостность и уязвимость человека. Принцип автономии личности признается всеми авторами без исключения и ставится на первое место.

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
1.Основные принципы и нормы врачебной этики.
2.Высшие моральные ценности во врачебной этике и их специфика.
3.Взаимодействие врача и пациента.
4.Взаимоотношения врача со средним и младшим медперсоналом.
5.Этика отношений между врачами- коллегами.
6.Взаимоотношения врача с родственниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ.
В 60-х гг. ХХ в. возникает новое междисциплинарное направление биоэтика. Ее родоначальник В.Р. Поттер определил ее как «мост в будущее», имея в виду, что только формирование нового стиля мышления, в котором приоритетными будут ценности выживания, способно обеспечить человечеству сохранение жизни и возможность будущего. Время потребовало переосмысления парадигмы ценностной нейтральности научного знания, характерной для технократического мышления классической науки вообще, для биологии и медицины, в частности. Возникла потребность в более адекватной модели взаимоотношений «действующих лиц» в области биологии и медицины,основанной на современных гуманистических и демократических ценностях. Ответом на эти требования стало появление биоэтики, а затем и биомедицинской этики, интегрирующих в себе гуманитарное и естественнонаучное знание.
В нашем реферате мы рассмотрим такой аспект биоэтики как врачебная этика, а именно психология врача, его поведение с больным и его родственниками.

1.Основные принципы и нормы врачебной этики.
Требования практической медицины и биологии, с одной стороны, и социально-гуманистические ожидания общества, с другой, привели к необходимости разработки универсальных этических принципов фундаментальных понятий врачебной этики, на базе которых вырабатываются конкретные моральные нормы поведения врача, медикаисследователя и их пациентов. Международная общественность и научно-медицинское сообщество ведет постоянную работу в этом направлении. Это этические принципы биомедицинских исследований Нюрнбергского кодекса (1947), Хельсинкской декларации (1964), Международной Конвенции Совета Европы «О правах человека в биомедицине» (1997), Всеобщей Декларации ЮНЕСКО о биоэтике и правах челоека (2005) и др. Хельсинкская декларация включает в число основных такие принципы биоэтики, как принцип автономии личности, информированного согласия и конфиденциальности.
В других медицинских кодексах отмечается такжестремление к обеспечению блага пациента, базирующееся на фундаментальных демократических ценностях, таких как солидарность, соучастие, сострадание, идея коммуникалистскихинтересов (Б.Дженнингс). «Классическими» считаются принципы биоэтики, предложенныеТ. Бичампом и Дж. Чилдресом так называемые «джорджтаунские мантры» (по имени университета в США, в котором работают авторы): уважение автономии личности, справедливость, непричинение зла, ориентация на благо (делай добро). Этические принципы европейской биоэтики и биоправа, разработанные в рамках исследовательского проекта Еврокомиссии, «принципы Кемпа» (по имени координатора и автора концептуальных идей) в качестве основополагающих включают в себя автономию личности, человеческое достоинство ,целостность и уязвимость человека. Принцип автономии личности признается всеми авторами без исключения и ставится на первое место.

2.Высшие моральные ценности во врачебной этике и их специфика.
Добро и Зло являются критериями разграничения нравственного и безнравственного в любой поведенческой деятельности человека. Особое значение приобретают они в медицине,от которой во многом зависит не только сохранение, но и качество жизни людей. Врачи, медицинские сестры, фармацевтические работники уже в силу своей профессии нацелены на Доб-
ро. Не случайно все профессиональные медицинские кодексы и клятвы, определяющие идеалы, мотивы и действия врача, содержат в себе нормы добра: Святость жизни, Благоговение перед жизнью, Не навреди, Не убий, Благодарность учителям, Взаимопомощь коллег. Ими должен, прежде всего, руководствоваться врач при определении стратегии и тактики лечения. Эти
нормы сами по себе есть добро и нацелены на добро. Казалось бы, их соблюдение автоматически решает проблему Добра и Зла. Однако нравственные коллизии медицины здесь только начинаются.
Как утверждал Сократ, никто сознательно зла не творит: его совершают по неведению.Но если нарушил основную заповедь БМЭ «Не навреди» сотворил зло, не желая того, неспециально, а по «неведению», оправдывает ли это Зло? И что это за неведение: неведение самой медицины (которая действительно сегодня еще многого не знает и не умеет) или собственное невежество врача? Часто фразой «медицина здесь бессильна» некомпетентные, недостаточно профессиональные врачи прикрывают свое личное бессилие и творимое ими зло.
Страдание и сострадание это конкретное проявление Добра и Зла в медицине. Страдание бывает связано с личными установками человека, вызвано воспоминаниями или предвидением условий, при которых оно
возникало или должно возникнуть. Но какими бы ни были причины страдания, безусловно,одно: «Всякое страдание и болезнь вносят в духовный мир человека такие перемены, которые меняют подчас гармонию личности, а также характер отношения к самому себе, ко всему окружающему» (Г.И. Россалимо). Это ситуация, в которой человек чувствует себя одиноким, по-
терпевшим поражение. Будучи не в состоянии преодолеть трудности самостоятельно, страдающий человек нуждается в поддержке. Тем более в такой поддержке нуждается больной человек. Именно это заставляет его обратиться к врачу, в котором больной видит, прежде всего,человека, способного помочь ему освободиться от страдания. В этом и состоит основное предназначение врача. Вместе с тем страдание, боль это еще показатель и симптом болезни, а иногда (например, при родах) и естественное состояние для организма. Поэтому, стремясь облегчить страдания больного, врач не должен делать это самоцелью, добиваясь облег-
чения любой ценой (например, ценой образования впоследствии у больного наркотической зависимости).
Нравственный ориентир врачу в отношении к страданию больного дает сострадание, помогая ему находить «золотую середину», проявлять необходимую гибкость, облегчая или сохраняя страдание. Для врача это элемент его профессионализма.
Формой сострадания больному со стороны медицинских работников выступает милосердие. В медицинской практике, где врачи, медсестры, фармацевтические работники часто имеют дело с инвалидами, тяжелобольными, немощными, стариками, роль милосердия особенно велика. Огромную роль играет и эмпатия, проявляющаяся в сочувствии, сопереживании больному со сторон медицинских работников. Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач, сестра дают ему возможность высказаться и тем самым облегчить его душевное состояние.
Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Требования врачебной морали всегда носили явно выраженный категорически-императивный характер. Поэтому иногда всю медицинскую этику обозначают термином медицинская деонтология (от лат. deon долг), подчеркивая тем самым значение профессионального врачебного долга теснейшего переплетения обязанностей врача по отношению к больному, коллегам и обществу в целом. Высшим проявлением профессионального долга врача является соблюдение им принципа гуманизма, добросовестное выполнение им своих обязанностей по отношению к больному. Прямое нарушение профессионального долга черствое, формальное отношение врача к больному человеку, поскольку вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Академик В.М. Бехтерев подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это не врач.
Врач призван психотерапевтическими методами словом ободрения, утешения, успокоения, чутким отношением тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.
Руководствуясь высокими нравственными принципами, врач обязан уважительно относиться к достоинству каждого пациента, независимо от его социального положения и личных качеств. Святость жизни и ценность личности главное, что лежит в основе деятельности каждого медицинского работника. Совершенно недопустимо унижать достоинство пациента, ибо, унижая достоинство другого, ты унижаешь собственное человеческодостоин-
ство.

.Биомедицинская этика : слов.-справ. / Т.В. Мишаткина, Я.С. Яскевич, С.Д. Денисов [и др.] ; под ред. Т.В. Мишаткиной . Минск : БГЭУ, 2007. 90 с.
2.Биомедицинская этика. Учебное пособие. Под ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич. Мн.,2003.
3.Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского, Ю.М. Лопухина. М., 2002.
4.Вековшинина С.В., Кулиниченко В.Л. Биоэтика: начала и основания. Киев, «Сфера», 2002.
5.Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика. Под. Ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. М.,ГЭОТАР-МЕД, 2004. 400 с.
6.Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе. М., 1998.
7.Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: Этические комитеты в России. М., 2002.
8.Поттер В.Р. Биоэтика. Мост в будущее. Киев, 2002.
9.Силуянова И.В. Этика врачевания. М., 2000.
10.Яровинский М.Я. Лекционный курс по медицинской этике (Биоэтика). Ч. 1, 2. М., 1999, 2000.

Список рефератов по предмету этика