(Нет отзывов)
35 страниц
2019-07-01

Земельные отношения в России:традиции,проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования.

В наличии
1640 ₽

Введение Вопросы, связанные с земельными отношениями, в России становятся все более актуальными. Можно ли связать нехватку ответов на них с отсутствием как такового головного органа, который бы занимался земельной политикой? Как считает Президент РФ Владимир Путин, "вопросами землепользования в новом Правительстве должна будет заниматься либо одна федеральная структура, либо профильный вице-премьер, сообщила РИА "Новости" 20 января 2008года. Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Российской Федерации. Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. Земельный рынок формирует условия стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка если он не функционирует эффективно. Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков рынка - важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора. Целью данной работы является изучение вопросов земельных отношений и как следствие их эффективностти. Повышение эффективности использования земли означает, во-первых, наиболее рациональное распределение на территории города различных зон, отличающихся функциональным предназначением и, во-вторых, максимизацию отдачи от использования земли конкретным землепользователем. В курсовой работе предполагается выполнение следующих задач: - изучить рынок земли в экономической теории; - изучить сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос на землю; - оценить экономические формы собственности на землю и эффективность их использования; - оценить экономическую эффективность частной и государственной собственности на землю; - изучить показатели эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения находящихся в государственной и смешанной собственности в 2005 – 2007 гг. - проанализировать типы и формы собственности на землю на сельскохозяйственном земельном рынке в 2005 – 2008 гг 1. Рынок земли в экономической теории 1. Земля как специфический хозяйственный ресурс. Особенности предложения земли Во все времена земля считалась основным естественным (первичным) фактором производства, и объясняется это ее особой ролью в хозяйственной деятельности. Земля — первоисточник вещественных благ. Она не является продуктом труда, но, будучи вовлечена в производственную деятельность людей, становится всеобщим средством труда. В различных отраслях общественного производства роль земли неодинакова. В обрабатывающей промышленности земля функционирует лишь как место, занятое предприятием. В сельском хозяйстве процесс производства непосредственно связан с почвенным плодородием. Здесь земля действует как активный фактор процесса труда и является главным средством производства. «Землей» в экономической теории называют все естественные ресурсы (почва, вода, месторождения полезных ископаемых). Здесь под «землей» мы будем подразумевать только поверхность почвы, которую можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий и сооружений и являющуюся предметом купли и продажи на рынке земли. Земля — специфический хозяйственный ресурс, ценность которого постоянно возрастает. Это связано с двумя обстоятельствами: 1) ростом спроса на сельскохозяйственную продукцию (как продуктов питания, так и сырья для промышленности) в силу роста численности населения, его потребностей; 2) сокращением природных ресурсов в силу эрозии почв и изъятия земель под промышленное и городское строительство. В результате отмечается тенденция сокращения хозяйственных УГОДИЙ на душу населения . Земля является невоспроизводимым фактором производства. При Утрате той или иной части земельного богатства не представляется возможным воссоздать

Содержание
Стр.
Введение
1. Рынок земли в экономической теории
1.1. Земля как специфический хозяйственный ресурс. Особенно-сти предложения земли
1.2. Современное состояние земельных отношений в России
2. Земельные правоотношения в России
2.1. Принципы современной земельной реформы и земельных правоотношений
2.2. Законодательные основы земельных реформ
3. Экономическая эффективность частной и государственной собствен-ности на землю
3.1. Показатели эффективности использования земель сельскохо-зяйственного назначения находящихся в государственной и сме-шанной собственности в 2005 2008 гг.
3.2. Типы и формы собственности на землю на сельскохозяйст-венном земельном рынке в 2005 2008 гг.
Заключение
Список литературы
3
5

5
8
10

10
14

16


16

21
33
35










Введение

Вопросы, связанные с земельными отношениями, в России становятся все более актуальными. Можно ли связать нехватку ответов на них с отсутствием как такового головного органа, который бы занимался земельной политикой?
Как считает Президент РФ Владимир Путин, "вопросами землепользования в новом Правительстве должна будет заниматься либо одна федеральная структу-ра, либо профильный вице-премьер, сообщила РИА "Новости" 20 января 2008года.
Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это националь-ное богатство страны используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законо-дательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становле-ния. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ог-раничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перерас-пределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсут-ствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несо-вершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала.
Выходом из такого сложного положения является определение оснвных направлений государственной земельной политики и разработка системы страте-гических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Россий-ской Федерации.
Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земель-ных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное ис-пользование и социальную справедливость при распределении земли.
Земельный рынок формирует условия стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка если он не функционирует эффективно.
Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом ста-бильности. Восполнение недостатков рынка - важнейшая задача государства. Го-сударство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собст-венности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обяза-тельств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда стра-ны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интере-сов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государст-венная система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка дан-ных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора.
Целью данной работы является изучение вопросов земельных отношений и как следствие их эффективностти.
Повышение эффективности использования земли означает, во-первых, наи-более рациональное распределение на территории города различных зон, отли-чающихся функциональным предназначением и, во-вторых, максимизацию отда-чи от использования земли конкретным землепользователем.
В курсовой работе предполагается выполнение следующих задач:
- изучить рынок земли в экономической теории;
- изучить сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос на землю;
- оценить экономические формы собственности на землю и эффектив-ность их использования;
- оценить экономическую эффективность частной и государственно собственности на землю;
- изучить показатели эффективности использования земель сельскохо-зяйственного назначения находящихся в государственной и смешанной соб-ственности в 2005 2007 гг.
- проанализировать типы и формы собственности на землю на сель-скохозяйственном земельном рынке в 2005 2008 гг
1. Рынок земли в экономической теории
1. Земля как специфический хозяйственный ресурс. Особенности пред-ложения земли

Во все времена земля считалась основным естественным (первичным) фак-тором производства, и объясняется это ее особой ролью в хозяйственной деятель-ности. Земля первоисточник вещественных благ. Она не является продуктом труда, но, будучи вовлечена в производственную деятельность людей, становится всеобщим средством труда. В различных отраслях общественного производства роль земли неодинакова. В обрабатывающей промышленности земля функциони-рует лишь как место, занятое предприятием. В сельском хозяйстве процесс произ-водства непосредственно связан с почвенным плодородием. Здесь земля действу-ет как активный фактор процесса труда и является главным средством производ-ства. «Землей» в экономической теории называют все естественные ресурсы (поч-ва, вода, месторождения полезных ископаемых). Здесь под «землей» мы будем подразумевать только поверхность почвы, которую можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий и сооружений и являющуюся предме-том купли и продажи на рынке земли.
Земля специфический хозяйственный ресурс, ценность которого посто-янно возрастает. Это связано с двумя обстоятельствами: 1) ростом спроса на сель-скохозяйственную продукцию (как продуктов питания, так и сырья для промыш-ленности) в силу роста численности населения, его потребностей; 2) сокращением природных ресурсов в силу эрозии почв и изъятия земель под промышленное и городское строительство. В результате отмечается тенденция сокращения хозяй-ственных УГОДИЙ на душу населения .
Земля является невоспроизводимым фактором производства. При Утрате той или иной части земельного богатства не представляется возможным воссоз-дать это богатство искусственно. Специалисты считают, что 90% природных ре-сурсов невоспроизводимы.
Земля абсолютно ограничена поверхностю земной суши на планете. По-мимо этого она имеет относительное ограничение как объект хозяйственного ис-пользования. Степень этого ограничения определяется уровнем развития произ-водительных сил общества. В процессе использования земля не утрачивает своих полезных свойств, а при разумном, рациональном потреблении не только не из-нашивается, но может улучшаться. Повышается экономическое плодородие зем-ли, хотя количественно она может сокращаться.
Экономические отношения, связанные с использованием земли, формиру-ются и развиваются как под влиянием перечисленных особенностей, так и под влиянием отношений собственности на землю. В связи с этим необходимо отли-чать землевладение от землепользования .
Землевладение означает признание права данного лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Землевладение осущест-вляют (реализуют) собственники земли. С их стороны на рынке земли представ-лено предложение земли.
Землепользование это использование земли в установленном обычаем или законом (институциональном) порядке. Пользователь землей не обязательно является ее собственником (крестьянин, фермер-арендатор и др.). Именно с их стороны представлен спрос на рынке земли .
Формы собственности на землю, как правило, обусловливают способы хо-зяйственной деятельности на земле. Современные экономисты выделяют сле-дующие формы землепользования.
1. Прямое землепользование, характерное для мелкой и семейной «кресть-янской собственности», когда собственник и предприниматель выступают в од-ном лице. Полученный продукт полностью принадлежит ему.
2. Издольщина. Это контракт, по которому собственник хозяйства уступает право обрабатывать землю издольщику. Тот, работая, пользуется землей, скотом и инвентарем. Созданный продукт распределяется между собственником и издоль-щиком на условиях, заложенных в контракте, которые могут меняться в зависи-мости от места и времени.
3. Денежная аренда. Это контракт, по которому собственник уступает фер-меру право пользования своей землей и свои права на готовый продукт в обмен на фиксированную договорную арендную плату. Эта аренда выгодна и собственни-ку, который сохраняет за собой землю, не занимаясь хозяйством, и фермеу, ко-торый получает возможность реализовать все свои способности в условиях пол-ной независимости.
В настоящее время экономические отношения в развитых странах, связан-ные с использованием земли, довольно сильно трансформировались, но специфи-ка, связанная с природными условиями, окончательно не исчезла.
Аграрная сфера сильно зависит от природных условий. Изменения погоды, неблагоприятные атмосферные осадки, многочисленные вредители, стихийные бедствия приводят к резким колебаниям предложения. До сих пор сельскохозяй-ственное производство полностью не предсказуемо и не контролируется в такой степени, как, например, промышленное производство .
Для того чтобы определить, какая цена на землю реально установится, не-обходимо проанализировать спрос, который в данном случае играет активную роль, ведь только от него будет зависеть уровень цен на землю.


2. Современное состояние земельных отношений в России

В Минсельхозе РФ уже создан департамент земельной политики, имущест-венных отношений и госсобственности. По мнению Алексея Гордеева, министра сельского хозяйства России, данная структура должна заниматься одним из рис-ков Госпрограммы 2008-12 гг., связанным с проблематикой земельных отноше-ний .
Но кто и каким образом будет осуществлять земельную политику в России в дальнейшем, покажет время.
Однако возрастание некоторых проблем должно ускорить и поиск ответов на них.
Так, на сегодняшний же день особо остро вопросы урегулирования земель-ных отношений для земель и сельскохозяйственного назначения, и несельскохо-зяйственного.
Часто они связаны с нехваткой этих самых земель под нужды или с исполь-зованием их не по назначению. Человеческий фактор при этом играет не послед-нюю роль.
По словам избранного Президента РФ Дмитрия Медведева, "1,5 года назад Правительство действительно столкнулось с дефицитом земель" - ситуацией, ко-гда большая часть наиболее пригодных для застраивания земельных участков "была спрятана местными властями".
Как отметил Д. Медведев, пришлось "призвать на помощь правоохрани-тельные структуры и антимонопольные ведомства, и тогда ситуация изменилась - земельные участки нашлись". Он признал, что сейчас их не везде хватает, но "в целом земля оявилась". Это касается земель под жилищное строительство.
Что же до земель сельхозназначения, то, по мнению Д. Медведева, "земля должна стать основным объектом залога для предоставления сельскохозяйствен-ных кредитов". "Мы предприняли все необходимые шаги, чтобы земля могла быть объектом залога, но пока этот инструмент не работает", - тем не менее при-знал избранный Президент РФ.
Этой проблеме был посвящен и прошедший в ноябре 2007 г. в Совете Феде-рации круглый стол "Земельно-ипотечное кредитование как источник привлече-ния инвестиций в агропромышленный комплекс: проблемы и перспективы разви-тия".
По мнению участников круглого стола, текущее состояние земельно-ипотечного рынка в России можно охарактеризовать как состояние развития, од-нако довольно высокий потенциал ипотечного кредитования, который мог бы быть использован для финансирования агропромышленного производства, все еще остается незадействованным .
Было отмечено, что основная законодательная база существует по первой части земельной ипотеки, которая связана с предоставлением кредита под залог земельного участка. При этом практика правоприменения свидетельствует о не-обходимости существенно доработать подзаконные акты и нормы, регулирующие документооборот и процедуры оформления залога земли и прав на землю.
Для второй части, связанной с аккумулированием земли, с превращением ее в ликвидные активы, эмиссией и обращением ценных бумаг, привлечением средств и рефинансированием кредитных организаций, есть достаточно серьезные законодательные препятствия.
Понятно, что это одни из немногих проблемных вопросов, связанных с зем-лей - пока существует земля, будут существовать и недовольные решением зе-мельных вопросов стороны .



2. Земельные правоотношения в России
2.1. Принципы современной земельной реформы и земельных правоот-ношений

Конституция РФ (ст.9) придает земле и другим природным ресурсам значе-ние основы жизни и деятельности российского общества. Поэтому Земельный ко-декс и иные нормативные правовые акты, устанавливая нормы и требования ра-ционального использования и охраны земель, учитывают ее особенности как при-родного объекта, составной части природы, природного ресурса. Учитываютс эти положения и при формировании рынка земли.
Предусматривая общие для всех обладателей земли (собственников, земле-пользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности по использо-ванию земельных участков, Земельный кодекс формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюде-нии экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (подп. 3 п. 1 ст. 40), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде (ч. 1 ст. 42), чтобы проводились целенаправленные мероприятия по охране земель как природного объекта (ч. 4 ст. 42). В статьях, посвященных тому или иному конкретному виду хозяйственной деятельности (промышленности, транспорту, сельскому, лесному, водному хозяйству, градостроительству и т.д.), Земельный кодекс устанавливает такой порядок использования земли, который предусматри-вал бы требования, диктуемые особенностью земли как объекта природы, нуж-дающегося в соблюдении экологических норм и стандартов. Так, при использова-нии земель промышленности и других земель специального (несельскохозяйст-венного) назначения в их состав включаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями землепользования (ч. 1 п. 3 ст. 87).

1. Бабурин. В.Л., Казьмин М.А./Земельные реформы и проблемы развития Мос-ковского региона //. В.МГУ.2001
2. Габбасов Р.Г., Голубева Н.В. О Земельном кодексе Российской Федерации // Налоговый вестник. - N 3, 4, 5. - март, апрель, май 2007г.
3. Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав. // Российская юстиция. - N 10. - октябрь 2007г.
4. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2006 году. М.: Федеральная служба земельного када-стра, 2007. С. 96.
5. Дерюгина Т.В. Объекты сервитутного правоотношения // Журнал российского права. - N 5. - май 2006г.
6. Интервью с П.В. Крашенинниковым, доктором юридических наук, председате-лем Комитета Государственной Думы по законодательству // Законодательст-во. - N 3. - март 2007г.
7. Калинин Н.И. Право собственности и иные права на землю // Законодательст-во. 2002. - №1.
8. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Крассо-ва О.И.. М.: Фонд Правовая Культура. 2007г.
9. Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отно-шений и их исследование (модель России конца XX начала XXI века). М.,2007. С. 209.
10. Лойко П. Ф. Современное многоукладное землепользование (некоторые аспек-ты теории, мировой и отечественной практики). М., 2006. С. 13.
11. Микроэкономика: Учебное пособие /Под ред. И.П. Ни¬колаевой. - М.: ЮНИТИ, 2005.
12. Микроэкономика: Учебник/ Под ред. К.А. Хубиева. М.: ТЕИС, 2004.
13. Многоукладная аграрная экономика и российская деревня (середина 80-х 90-е годы ХХ столетия / Под ред. Е. С. Строева. М., 2006. С. 4849.
14. Никулин А. Крупхозы современной России: варианты развития // Рефлексив-ное крестьяноведение: Десятилетие исследований сельской России. М., 2007. С. 411.
15. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. Фонд «Правовая культура». М. 2004.
16. Россия в цифрах. 2007. М.: Госкомстат РФ, 2007. С. 90
17. Сиваков Д.О. О правовом регулировании водно-земельных отношений // Жур-нал российского права. - N 1. - январь 2007г.
18. Скрябина О.Л. Землепользование и земельные платежи // Финансовая газета. Региональный выпуск. - N 19. - май 2004г.
19. Станкевич Н.Г. Вещные права на землю юридических лиц в законодательстве России и Беларуси// Журнал российского права. - N 4. - апрель 2007г.
20. Суров А.Ф. Правовые аспекты использования земель органами пограничной службы // Журнал российского права. - N 11.- ноябрь 2007г.
21. Устюкова В. В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в условиях аграрной реформы. М., 2005. С. 9.
22. Экономическая теория: Учебник./Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. М.: Издательство «Экзамен», 2004. 592 с.

Список курсовых работ по предмету экономика