(Нет отзывов)
19 страниц
2019-08-15

Государственная монополия на производство и оборот отдельных видов продукции и товаров (услуг)

В наличии
549 ₽

Введение

Необоримость исследования государственной монополии связана с анализом роли государства в условиях характерного для России варианта экономического развития, специфика которого состоит в прохождении через этап трансформации экономической системы. В этой связи возникает проблеа выбора методологических подходов при изучении вопроса о природе и функциях государства в развитии современной системы хозяйствования.
Актуальность исследования проблем государственных естественных монополий в трансформируемой экономике обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, в ходе приватизации существенно сократилось количество объектов государственной собственности и естественные монополии остались
последними субъектами государственного сектора экономики, которые также объективно требуют рыночной трансформации.
Во-вторых, в условиях трансформируемой экономики России усиливаются негативные монопольные эффекты и повышаются возможности злоупотребления монопольной властью со стороны естественных монополий, что нарушает интересы потребителей, усиливает их финансовую неустойчивость и требует от общества адекватных действий.
В-третьих, формирование эффективного механизма функционирования государственных естественных монополий является одной из наиболее острых социально-экономических и политических проблем российской экономики.
В то же время практическая трансформация государственных естественных монополий требует дальнейшей теоретической проработки и изучения мирового опыта. Данные моменты определяют актуальность темы настоящей работы.
Цель настоящей работы исследование государственной монополии на производство и оборот отдельных товаров и услуг.

1. Теоретическая концепция установления государственной монополии на производство и оборот отдельных товаров и услуг

Различные теоретические концепции расходятся в оценке меры, сфер и направленности государственного воздействия. Уже у А. Смита содержится представление о государстве как о субъекте, призванном оформлять социальные институты, гарантирующие эффективное функционирование рыночной системы хозяйствования.
Дальнейшую разработку этот подход получил в рамках марксистской политэкономии. К. Маркс поставил вопрос о наличии объективной тенденции превращения государства во внутреннюю экономическую силу капиталистической системы хозяйствования.
Представители неоавстрийской школы (Ф. Хайек, Л. Мизес и др.) видели функции государства прежде всего в поддержании и овершенствовании институциональной структуры, обеспечивающей условия для наиболее эффективного развития рыночной системы хозяйствования.
С другой стороны, новые институционалисты сосредоточили свое внимание на проблеме обеспечения оптимальных институциональных условий для эффективного функционирования рынков. Последняя проблема анализируется в рамках теории трансакционных издержек, разрабатываемой такими учеными, как Р. Коуз, Дж. Стиглер, О. Уильямсон и ряд других. Данная теория поставила в центр исследования издержки функционирования самого рыночного механизма, рассматривая институты, призванные сократить эти издержки. С точки зрения этой концепции, государство играет существенную роль в экономике. Оно призвано постоянно совершенствовать институциональную структуру экономики, приспосабливая ее к новым условиям и последовательно соблюдая принципы либерализма.
Специфика формообразующих и институциональных функций государства также была проанализирована представителями германского ордолиберализма (В. Ойкен, Л. Эрхард и др.). Они показали, что в рыночном «хозяйственном порядке» базисные институты данной системы должны целенаправленно формироваться государствомонополии
Среди современных экономических концепций особо следует отметить тот вклад, который внесла в исследование роли государства теория регулирования, появившаяся в 1970-е г. во Франции. Данная теория включает государство в число экономических агентов, и поэтому рассматривает государственную экономическую политику как составную часть единого способа регулирования.
В рамках функционального подхода речь идет о поиске оптимального соотношения рыночного и централизованного распределения ресурсов.
Необходимость государственного вмешательства в экономику связывается с «недостаточностью рынка». Данная концепция была разработана в первой трети XX в. рядом ученых неоклассического направления (А. Пигу, Р. Хан, Г. Хотеллинг и др.) «Недостаточность рынка» проявляется в неспособности обеспечить эффективное распределение экономических ресурсов, что связано с наличием таких явлений, как монополии, внешние эффекты, публичные блага.
Дж. Кейнс и его последователи пришли к выводу о принципиальной неустойчивости рыночной системы и обосновали целесообразность глобального макроэкономического регулирования, необходимого для обеспечения полной занятости.
В отечественной экономической литературе вопрос о государственной монополии как субъекте экономики, как правило, не являлся предметом самостоятельного анализа. Преимущественно рассматривались отдельные аспекты данной проблемы, причем в различных контекстах и с различных позиций. В советской политэкономии многие авторы вычленяли и анализировали монополию государственного капитала как элемент экономической системы государственного монополистического капитала (к числу таких ученых принадлежат С. Мочерный, Ю. Осипов, И. Рудакова, С. Тюльпанов, Н. Цаголов, В. Черковец, Г. Чибриков, В. Шейнис и др.).

Введение.....3
1. Теоретическая концепция установления государственной монополии на производство и оборот отдельных товаров и услуг...5
2. Понятие и сущность категории «государственная монополия на производство и оборот отдельных товаров и услуг» 9
3. Правовое регулирование государственной монополии на производство и оборот отдельных товаров и услуг в Российской Федерации..12
Заключение...17
Список использованной литературы.18
Приложение. Страны с монополиями на производство и/или продажу алкоголя...19

1. Амелина А.Н.Государственные монополии в экономике России. М.: МР3 Пресс, 2002
2. Заиграев Г.Г. Пьянство как вид девиантного поведения и меры по его профилактике. М., 2000. С
3. Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. М., 1990.
4. Опарина М.В. Экономика. Курс лекций. М.: Экономикс, 2005
5. Пименова А.Н. Административное право РФ. М.: Юридическая литература, 2002
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию на 2005 г. // Журнал российского права. 2005. № 5.
7. Приказ МВД РФ от 24 июля 2003 г. № 576 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 1 июля 2003 г. № 4 КМ/2 «О состоянии работы по противодействию нелегальному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции и меры по совершенствованию».
8. Семенов В.А. Государственные монополии- понятие, сущность, правовое регулирование. М.: ПРИОР, 2003
9. Смирнова А.Н. Экономическая теория и развитие современного рынка в РФ. М.: Смарт, 2006
10. Яковлев П.А. Государственная монополия на производство и оборот алкогольной продукции. - М.: Смарт, 2003

Список рефератов по предмету административное право