Закрыть
  • Магазин работ
Закрыть
  • Реферат'
  • Курсовая'
  • Дипломная'
  • Контрольная'
  • Отчет'
  • Доклад'
  • Учебник'
  • Шпаргалка'
  • Эссе'
  • Монография'

Написание работы на заказ'

* * *
*
Укажите дату
*
Еще один
* Укажите Ваш email
+ * Укажите номер телефона

Оформление заявки бесплатно и ни к чему Вас не обязывает

Курсовая':
Тема:

Конституционный суд

Предмет:

Право

Страниц: 32
Автор: Настя
Цена: 1640 руб.

Введение



Осуществление государством правозащитной деятельности является его важней-шей обязанностью, которая определяет правовую природу всех его остальных функций. Такой вывод прямо следует из положения статьи 18 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что непосредственно действующие права и свободы человека и граж-данина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законода-тельной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосу-дием». Данная конституционная норма во взаимосвязи с положением Основного закона об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы «пронизывает все содержание Конституции» и лежит в основе формирования целостной системы институтов государственной власти. То есть, фактически «функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан осуществляется всеми государственными орга-нами» .

В конечном итоге, именно необходимость надлежащего исполнения государством своих обязанностей по обеспечению реализации прав и свобод граждан, становиться главной предпосылкой для возникновения института конституционного контроля. «В прагматическом плане это проверка и оценка правовых актов и действий в целях устра-нения их несоответствия конституции, с точки зрения сущности это обеспечение вер-ховенства и прямого действия конституции, ограничение власти государства и защита прав и свобод личности» . Конституционный контроль, являясь самостоятельной сферой властной деятельности государства, «в генеральном плане служит охране всех политических, экономических, социальных и моральных ценностей соответствующего общества» .

Полномочиями по осуществлению конституционного контроля могут быть наделены практически все органы государственной власти. В частности, в России такими органами вляются, например, Президент, Правительство, Федеральное Собрание. Однако конституционный контроль, осуществляемый данными органами, является для них дополнительной, а не основной функцией и «в значительной степени испытывает влияние проводимой ими политики» . Еще в начале ХХ века знаменитый австрийский юрист Ганс Кельзен указывал на невозможность поручения аннулирования нормативно-правовых актов тому же самому органу, который их принял . Поэтому главным и определяющим структурным элементом механизма обеспечения верховенства и прямого действия Конституции должен быть конституционный контроль, производимый независимым специализированным государственном органом в рамках судебной деятельности.

В настоящее время судебный конституционный контроль существует более чем в 200 странах мира, что подтверждает обязательность его наличия в любом государстве где права и свободы человека и гражданина закреплены в качестве основы конституци-онного строя. Представляется возможным согласиться с мнением, что как раз именно создание в нашей стране Комитета конституционного надзора СССР, а затем в 1991 году - и Конституционного Суда РСФСР явилось «организационной формой признания непосредственно действующего характера конституционных норм о правах и свободах» .

Согласно Конституции Российской Федерации функции специализированного су-дебного органа конституционного контроля в России исполняет Конституционный Суд Российской Федерации (при этом Федеральный конституционный закон «О судебной системе» допускает формирование и конституционных судов в субъектах Российской Федерации).

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Фе-дерации» определяет его как судебный орган конституционного контроля, самостоятель-но и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судо-производства. Главными целями деятельности Конституционного Суда закон провозгла-шает защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражда-нина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федера-ции на всей территории Российской Федерации.

Все это говорит о большой значимости Конституционного суда РФ, а, следова-тельно, и об актуальности данной тематики.

Проблематику правовой природы Конституционного суда РФ рассматривали сле-дующие ученые: Кряжков В.А., Лазарев Л.В., Витрук Н.В., Авакьян С.А., Боботов С.В., Эбзеев Б.С. и др.

Цель работы исследование Конституционного суда и его роли в правовом госу-дарстве. В соответствии с данной целевой установкой можно выделить следующие зада-чи:

1 Анализ состава и юридической природы Конституционного Суда РФ;

2 Изучение порядка избрания, статуса, гарантий независимости судей Конституци-онного Суда РФ;

3 Характеристика компетенции Конституционного Суда и форм ее реализации;

4 Рассмотрение видов и юридической силы решений Конституционного Суда;

5 Изучение организационных форм конституционного судопроизводства.



























































Глава 1. Конституционный Суд Российской Федерации, его состав и юридическая природа



Конституционный Суд РФ - это орган судеб¬ной власти, предназначенный для правовой охра¬ны Конституции России. По своему значению Конституционный Суд РФ относится к высшим органам судебной власти. Но в отличие от Верхов¬ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов. Какими-либо полномо¬чиями по отношению к кон-ституционным (уго¬ловным) судам субъектов РФ он не обладает.

Конституционный Суд РФ осуществляет су¬дебную власть посредством конституци-онного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятель¬ности Конституционного Суда РФ оп-ределяется Конституцией РФ (ст. 125, 128) и Федеральным конституционным законом РФ «О Конституци¬онном Суде Российской Федерации».

Задачами, стоящими перед Конституцион¬ным Судом РФ, являются защита основ конститу¬ционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Конституционный контроль в Российской Федерации самостоятельная сфера го-сударственно-властной деятельности. Его осуществляют не только Конституционный Суд, но и иные государственные органы. Так, согласно статье 78 (часть 4) Конституции Российской Федерации Президент и Правительство Российской Федерации в со-ответствии с Конституцией обеспечивают осуществление полномочий федеральной го-сударственной власти на всей территории Российской Федерации. Согласно статье 80 (часть 2) Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

О защите Конституции Российской Федерации как обязанности главы государства говорится в тексте присяги Президента. Важными полномочиями по осуществлению кон-ституционного контроля наделяют Президента статьи 85 и 115 Конституции Российской Федерации. Несомненно участие в реализации функций конституционного контроля Правительства Российской Федерации, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, а также высших и иных федеральных судов, глав республик, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их конституционных и уставных судов.

Однако доминирующее положение в системе институтов конституционного кон-троля в Российской Федерации занимает судебный конституционный контроль. Под ним понимается официальная деятельность специально уполномоченного Конституцией и развивающими ее иными актами органа (органов), которая осуществляется посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и сво-бод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации, предупреждения существования в правовой системе неконституционных актов, толкования Конституции и пр.

С институциональной точки зрения Конституционный Суд один из высших государственных органов, независимо и самостоятельно существующий и действующий наряду со всеми другими высшими органами государственной власти Российской Федерации. С позиций функциональной характеристики Конституционный Суд представляет собой судебный орган, осуществляющий свою деятельность в форме конституционного судопроизводства. Этот аспект, если его соотести с практикой организации государственной власти, является преобладающим. Именно поэтому решения Конституционного Суда, по смыслу Конституции и Закона о Конституционном Суде, не являются актами выражения политической воли; Суд не рассматривает политические вопросы, его решения всегда должны быть решениями о праве.

Важной особенностью юридической природы Конституционного Суда Россий-ской Федерации является то, что он должен не только применять Конституцию и право, но и "находить" право. Этот аспект правовой природы судебного конституционного контроля является предметом спора и в странах, обладающих давними и прочными традициями такого контроля.
ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение 3


Глава 1. Конституционный Суд Российской Федерации, его состав и юридическая природа 6


Глава 2 Судьи Конституционного Суда: порядок избрания, статус, гарантии независимости 11


Глава 3 Компетенция Конституционного Суда и формы ее реализации 17


Глава 4. Решения Конституционного Суда: виды и юридическая сила 23


Глава 5. Организационные формы конституционного судопроизводства 30


Заключение 32
Список использованных источников и литературы



1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996г. №1-ФКЗ «О судебной сис-теме Российской Федерации» // Российская газета. 06.01.1997г.

3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994г., №1-ФКЗ // Российская газета. 23.07.1994г.

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994.

5. Авакьян С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия // «Вестник Московского университета». Серия «Право». 1995. №4.

6. Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). Москва. 1994.

7. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. Москва. 1998.

8. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

9. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., 1998.

10. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 2006. №6.

11. Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // «Право и жизнь». 1992. №1.

12. Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд РФ. Мо-сква. 1998.

13. Общая теория государства и права. Под ред. В.В. Лазарева. Москва. 1994.

14. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: проблемы деполитизации (сравнительный анализ) // «Государство и право». 1996. №1.

15. Саматов Ф.С. Юридическая природа актов Конституционного Суда. Москва. 1997.

16. Сивицкий В.А., Терюкова Е.Ю. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. №3.

17. Тиунов О.И. Решения Конституционного Суда Р и международное право. // «Российская юстиция». 2001. №10.

18. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. Москва. 1998.

19. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельно-сти Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 2006. №10. с. 1524.

20. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. Москва. 1997.
Курсовая защищена на отлично.
№74205

На нашей странице вы можете купить работу "Конституционный суд" всего за 1640 рублей. Все наши работы проверены и получили оценки не ниже отлично.
8-800-100-2706 Звонок бесплатный для России