Закрыть
  • Магазин работ
Закрыть
  • Реферат'
  • Курсовая'
  • Дипломная'
  • Контрольная'
  • Отчет'
  • Доклад'
  • Учебник'
  • Шпаргалка'
  • Эссе'
  • Монография'

Написание работы на заказ'

* * *
*
Укажите дату
*
Еще один
* Укажите Ваш email
+ * Укажите номер телефона

Оформление заявки бесплатно и ни к чему Вас не обязывает

Курсовая':
Тема:

Характеристика Налогового кодекса РФ

Предмет:

Право

Страниц: 25
Автор: Юлия
Цена: 1640 руб.

2.1. Правовая база налогов, взимаемых с физических лиц



Конституционно-правовые основы налогообложения заложены в ряде статей Основного закона. В ст. 57 Конституции РФ закреплены основополагающие его принципы, всеобщность и законность. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Принципиальное значение для развития налоговой системы России имеют положения ряда других статей Основного закона определяющих налоговую компетенцию субъектов Федерации и местного самоуправления (подп. «з» ст. 71; подп. «Н» ст. 72; ст. 75; 132), особенности принятия налогового законодательства (п. 3 ст. 104 и подп. «б» ст. 106), устанавливающих приоритет конституционно-правовых норм (ст. 15 ч. 1).

Налоговое и гражданское законодательство имеют близкий по содержанию предмет правового регулирования - имущественные отношения. Однако резко различаются по их методу. Налогоплательщик обязан платить налог в силу предписания закона, что придает ей (обязанности) публично-правовое содержание, в гражданских правоотношениях имущественные обязательства носят договорный характер. Поэтому нормы гражданского законодательства не применяются к налоговым правоотношениям, если иное не предусмотрено в НК РФ (ч. 3 ст. 2 ГК РФ).

Законодательно определен ограниченный круг государственных и муниципальных органов, уполномоченных давать предписания участникам налоговых отношений, среди которых наиболее многочисленную группу составляют налоговые органы, относящиеся к финансовым учреждениям государства (ст. ст. 3, 12 НК РФ).



2.2. Правовые основы налог на доходы физических лиц



Налог на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается на основании главы 23 части 2 «Налогового кодекса РФ» (НК РФ), принятой Федеральным законом от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части 2 НК и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах», введенной в действие с 1 января 2001 г.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее налог) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников расположенных в РФ (далее налогоплательщики).

Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Принадлежность гражданству подтверждается паспортом (удостоверением личности, а до их получения свидетельством о рождении или другим документом).

Налоговые резиденты РФ это физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты являющейся днем прибытия на территорию РФ. Календарная дата дня отъезда за пределы РФ включается в количество дней фактического нахождения на территории РФ. Даты отъезда и даты прибытия физических лиц устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность.

Объект налогообложения это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обязывают физическое лицо заплатить налог.

Для налогоплательщиков налоговых резидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками на-логовыми резидентами как от источников в Российской Федерации, так и от источников, полученных за пределами Российской Федерации.

Для налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается только до-ход, полученный от источников в Российской Федерации.

Доходы от источников в Российской Федерации указаны в ст. 208 НК РФ. Данный перечень доходов не является исчерпывающим. Законодатель предусматривает возможность появления и иных доходов, получаемых налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности на территории Российской Федерации.

К доходам физического лица не относятся доходы, полученные из источников в Российской Федерации при осуществлении физическим лицом внешнеторговых операций, при этом такая операция должна быть связана с ввозом товара и выпуском в свободное обращение.
Содержание





Введение 3


Глава 1. Характеристика Налогового кодекса РФ 5


1.1. Налоговый кодекс как основной источник налогового права 5


1.2. Основный особенности Налогового кодекса РФ 11


Глава 2. Характеристика налога на доходы физических лиц 19


2.1. Правовая база налогов, взимаемых с физических лиц 19


2.2. Правовые основы налог на доходы физических лиц 20


Заключение 22


Список литературы и источников 24


Приложение. Система налогообложения доходов физических лиц в России и алгоритм расчета суммы налога к уплате 26





Введение





Актуальность настоящего исследования. Существование налогов обусловлено необходимостью покрывать общественно необходимые затраты государства на оборону, безопасность, здравоохранение, социальные и другие нужды. По мнению большинства авторов сущность налога заключаются в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), в виде обязательного взноса в целях формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета и внебюджетных фондов). Иными словами, финансово-экономическая сущность налогов проявляется в виде перераспределения части ВВП (валового внутреннего продукта) в пользу государства.


По своей сущности налог представляет собой экономико-правовую категорию. С одной стороны, он есть часть созданного (произведенного или полученного дохода, прибыли), выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая уплачивается им государству и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально-социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются особые бюджетно-финансовые, публично-правовые отношения между федерацией, ее субъектами, органами МСУ и налогоплательщиками. В этом смысле налог является инструментом экономического и межбюджетного регулирования.


В то же время, категория налога является ключевым инструментом налогового права, одним из главных элементов налоговой системы и, в этом значении, имеет выраженную правовую природу. Налоги порождены государством, родились вместе с ним. Они устанавливаются законами - это прерогатива представительной (парламентской) власти. Порядок их уплаты, взимания, налогового контроля, ответственности, защиты интересов субъектов налогообложения - все они реализуются посредством правоустановительных, правообеспечительных, правонаделительных, правозащитных и правоприменительных юридических форм и процедур. Таким образом, двойственная сущность налогов определяет межотраслевую природу налогообложения (экономика, бухгалтерский учет, право), привлекает к ним научный и практический интерес экономистов, менеджеров и юристов, определяет экономико-правовую специфику налоговедения. За сравнительно короткую историю становления новой налоговой системы России научное определение налога претерпело ряд существенных трансформаций, связанных с поиском и закреплением в налоговом праве его сущности и определяющих признаков.


По мнению Черника Д.Г., налог по своей сущности, есть «изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового определенного продукта в виде обязательного взноса» . В данном определении подчеркивается исключительно фискальный характер налога, который «изымается государством». Изъятие по своей юридической природе есть принудительное отчуждение имущества, однако, абсолютное большинство налогоплательщиков совершенно осознано и добровольно уплачивает налоги.


Целью настоящей курсовой работы является исследование характеристики Налогового кодекса РФ и налога на доходы физических лиц.


Задачи работы:


- провести анализ Налогового кодекса РФ;


- исследовать особенности налога на доходы физических лиц.





Глава 1. Характеристика Налогового кодекса РФ


1.1. Налоговый кодекс как основной источник налогового права





В Российской Федерации налоговое право - это сравнительно новая развивающаяся часть правовой системы. Так считают Пепеляев С.Г., Юткина Т.Ф., Черник Д.Г. и другие ученые налоговеды . Другие авторы рассматривают совокупность налогового законодательства как составную часть (подотрасль) финансового права. К их числу можно отнести Л. Воронову, Н. Химичеву, К. Бельского и других авторов . Один из авторитетных представителей подотраслевого (в финансовом праве) характера налогового законодательства К. Бельский отмечает, что нормы налогового права в основном определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами, что позволяет сделать вывод о том, что налоговое право является составной, хотя и относительно самостоятельной и обособленной частью финансового права.


Введенная в действие с 1 января 1999 г. часть первая Налогового кодекса РФ подвергла коренному реформированию налоговую сферу и закрепила принципиально новые методы правового регулирования налоговых отношений.


Часть первая Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) ввела специальное правило вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, тем самым оградив налогоплательщика от изменений как налогового законодательства в течение налогового периода, так и в целом налоговой системы Российской Федерации в течение календарного года. Но введенное ограничение, обладавшее затребованными практикой целевыми установками и не позволявшее произвольно выбирать момент введения в действие акта законодательства о налогах, в ситуации, характеризующейся слабой финансовой дисциплиной, неэффективным информационным взаимодействием федерального центра и территориальных органов власти и низкой организованностью системы налогообложения на региональном и местном уровнях, трансформировалось в препятствие, лишающее медлительных законодателей территориального уровня возможности изменять параметры налоговой системы после начала календарного года. Это привело к тому, что сразу после вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ на федерального законодателя было оказано давление, основанное на требовании временно приостановить действие рассматриваемого ограничения.


Положения ст. 5 НК РФ, определяющие правила действия законодательных актов о налогах и сборах во времени, должны были вступить в силу с 1 января 1999 г. Однако содержание п. 1 этой статьи (в первоначальной редакции) в полном объеме не выполняло задачу пресечь такой вариант законодательной практики, как принятие законов о налогах в конце декабря одного года и введение их в действие с 1 января следующего года. Для случаев установления и введения новых налогов и сборов не предусматривался минимальный срок, по истечении которого акты законодательства о налогах вступали бы в силу. В п. 1 ст. 5 НК РФ лишь указывалось, что такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (минимальный срок в один месяц в этот пункт был введен с 1 января 2000 г. ). Но даже такая редакция ст. 5 НК РФ определенным образом могла защитить налогоплательщиков от произвольных изменений налогового законодательства в течение календарного года.


Поскольку многие субъекты Федерации не успели ввести на своей территории установленный в налоговой системе в 1998 г. новый для того времени налог с продаж, так как не приняли региональные законы о налоге с продаж в конце 1998 г., а ст. 5 НК РФ не позволяла им ввести налог с продаж уже после начала 1999 г., федеральный законодатель снял установленное ограничение в отношении порядка вступления в силу актов законодательства о налогах . Действие положений п. 1 ст. 5 НК РФ было приостановлено до 1 января 2000 г.


Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 51-ФЗ, которым было приостановлено действие п. 1 ст. 5 НК РФ, вступает в противоречие с задачей, закрепленной в Налоговом кодексе РФ, - отдалить момент вступления в силу актов законодательства о налогах от даты их официального опубликования, для того чтобы налогоплательщики смогли за это время сориентироваться в положениях нововведений и подготовится к их применению при осуществлении финансово-хозяйственных операций. Статья 2 названного Закона содержит все ту же старую формулировку: «Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования».


Конечно, исходя из того, что федеральному законодателю надо было как можно скорее помочь региональным властям в плане введения налога с продаж, откладывать на месячный срок вступление в силу этого Закона было бы, с точки зрения логики, неразумно. В итоге п. 1 ст. 5 НК РФ действовал с 1 января по 1 апреля 1999 г. включительно.


В середине 1999 г. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ внесены значительные изменения и дополнения в часть первую Налогового кодекса РФ, которые затронули положения ст. 5, и в настоящее время все пункты ст. 5 даны в редакции этого Закона. Поэтому с 1 января 2000 г. п. 1 ст. 5 НК РФ действует в редакции от 9 июля 1999 г. и без ограничений во времени.


В пункте 1 ст. 5 НК РФ выделяются три части:


- первая посвящена вступлению в силу актов законодательства о налогах;


- вторая определяет порядок вступления в силу актов законодательства о сборах;


- третья характеризует порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, устанавливающих и (или) вводящих новые налоги и сборы.


Остановимся на анализе положений только ч. 1 и 3 п. 1 ст. 5 НК РФ, которые характеризуют порядок вступления в силу актов законодательства о налогах. Основные задачи, поставленные перед п. 1 ст. 5 НК РФ, могли бы быть сформулированы следующим образом:


1) создать условия для обеспечения стабильности всей многокомпонентной системы налогового регулирования в Российской Федерации (для всего пункта);


2) предоставить налогоплательщикам определенный срок (минимальный срок в один месяц) для ознакомления, уяснения и адаптации к внесенным в действующее налоговое законодательство изменениям и дополнениям (для всего пункта);


3) сформировать необходимые предпосылки для сохранения неизменного правового регулирования порядка исчисления и уплаты определенного налога в течение отдельно взятого налогового периода по этому налогу (для части первой рассматриваемого пункта);


4) установить механизм, позволяющий закрепить постоянство структуры налоговой системы Российской Федерации и составов введенных в действие субъектами Федерации и органами муниципальных образований региональных и местных налогов в течение отдельно взятого календарного года (для части третьей рассматриваемого пункта).


В связи с тем, что в одном акте законодательства о налогах могут быть изложены правовые нормы как о внесении изменений и дополнений в действующие правила регулирования конкретных налогов, так и об установлении и (или) введении нового налога, т.е. в положениях акта законодательства о налогах выделяются две части, одна из которых относится к п. 2 предлагаемой классификации актов законодательства о налогах, а другая часть - к п. 3 классификации (примерами таких актов могут служить Федеральные законы от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ и от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ), в каждом случае необходимо четко разделять такие части и к каждой из них применять соответствующий и свойственный только ей порядок вступления в силу.


Часть 1 п. 1 ст. 5 НК РФ определяет, что акты законодательства о налогах встпают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.


В части 3 п. 1 ст. 5 НК РФ указаны эти исключения: федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также законы субъектов Федерации и решения представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее месяца со дня их официального опубликования.


Отметим основные недостатки положений ч. 1 и 3 п. 1 ст. 5 НК РФ. Во-первых, в ч. 1 говорится: «не ранее 1-го числа очередного налогового периода». «Очередного» относительно чего, какой даты, какого события? Указание этой относительности имеет чрезвычайно важное значение, поскольку могло бы определить последовательность выполнения условий для вступления акта законодательства о налоге в силу.
I. Нормативные источники

1. Налоговый кодекс РФ (Ч.1) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) - СПС Консультант +, лицензированное использование, обновление на 17.06.2008

2. Налоговый кодекс (Ч.2)) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) - СПС Консультант +, лицензированное использование, обновление на 17.06.2008

II. Специальная литература



3. Бланкенагель А. Подход к разрешению налоговых споров в ФРГ. Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2003 года / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. С

4. Брызгалин А.В. Система налогового законодательства и проблемы его кодификации // Вестник гуманитарного университета. Серия «Право». Екатеринбург, 1996. № 1. С

5. Гриценко В.В. Концептуальные проблемы развития теории налогового права современного российского государства [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов: РГБ, 2006. С

6. Диков А.О., Об изменениях и дополнениях, внесенных в часть вторую НК РФ // Налоговый вестник. № 2, 2005.

7. Кашин В.А. Налоговая доктрина и налоговое право // Финансы. 2001. № 7.

8. Кочкин М.П. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой. М., 2003. С

9. Красноперова О.А. «Налоговый процесс» на федеральном уровне // Гражданин и право. 2002. № 1.

10. Ксенфонтов В.В. Систематизация российского законодательства [Электронный ресурс]: Принципы и процедуры. Дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2003

11. Кузнеченкова В.Е. Проблемы теории правоохранительного налогового процесса // Право и политика. 2005. № 2

12. Лиров Н. Грустно, очень грустно, господа! // Экономическая газета. 1992.

13. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.

14. Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2000.

15. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М., 2003

16. Петрова Г.В., Рахмилович В.А. О применении отдельных норм гражданского и налогового законодательства // Право и экономика. № 12, 2005

17. Слом В.И. О проблемах налогового нормотворчества // Налоговый вестник. 1999. № 10.

18. Топорнин Б.Н. Налоговое право в правовой системе России // Налоговый кодекс: сегодня и завтра: Сб. статей. М., 1997

19. Тотьев К. Проблемы стабилизации налогового регулирования (зарубежная и российская практика) // Законодательство и экономика. 1999. № 8.

20. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998

21. Черник Д.Г. Налоговое право. М.: Финансы и статистика, 2003

22. Чухвичев Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации // Право и политика. 2005. № 10.

23. Яковлев В.Ф. Общая часть гражданского права в современном законодательстве и юридической практике. Свердловск, 1979.

III. Материалы судебной практики

24. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.97 № 5-П // СПС КонсультантПлюс.
Курсовая защищена на отлично.

Тема работы
Стоимость
Страниц
Тип
ВУЗ, город
Заказать
1640 руб.
38
Курсовая'
москва
Заказать
1640 руб.
31
Курсовая'
ФАП РФ, Москва
Заказать
1640 руб.
46
Курсовая'
не указан
Заказать
1640 руб.
44
Курсовая'
не указан
Заказать
На нашей странице вы можете купить работу "Характеристика Налогового кодекса РФ" всего за 1640 рублей. Все наши работы проверены и получили оценки не ниже отлично.
8-800-100-2706 Звонок бесплатный для России